Письмо от профсоюза "Единство", сообщили в пресс-службе президента, получено и рассмотрено, но, кроме как обратить внимание руководства завода на эту проблему, правительство ничем помочь не может. Правительство не является органом, которое повышает зарплаты или сокращает работников компаний.
На самом АвтоВАЗе к требованиям "Единства" относятся скептично. Как отметили в официальном профсоюзе завода, "обращение к Путину по поводу повышения зарплаты — чистой воды популизм". Вопросы подобного уровня по российскому законодательству регулируются на предприятии, говорит председатель официального профсоюза Николай Карагин, и если бы не финансово-экономический кризис 2009 года, возможно, цифры в 25 тыс рублей были бы уже достигнуты.
Сейчас средняя заработная плата работника АвтоВАЗа составляет уже 17,5 тыс рублей, тогда как еще в феврале она составляла около 13 тысяч рублей, уверяет Николай Карагин.
"Увеличить доходы смогли за счет того, что предприятие увеличило объемы производства, появились рабочие субботы и новая система премирования: для рабочих — за достижение индивидуальных показателей, за качественное выполнение работ, для всех — за снижение затрат и оптимизацию производства", — говорит он. Цифры из отчетности АвтоВАЗа близки к этим суммам, но если в 2009 году на оплату труда каждого из 99 тыс работников пришлось в среднем по 16,8 тыс руб в месяц, то в первом квартале 2010 года на 75,2 тысяч человек — уже лишь по 15,8 тысяч.
Как отмечают в профсоюзе АвтоВАЗа, с каждым годом зарплата рабочих может увеличиваться, все зависит от объемов производства. Правда, согласно бизнес-плану завода до 2020 года, численность его рабочих должна сократиться до 69 тыс человек. К тому же в случае роста объемов производства АвтоВАЗ может прибегнуть к уже опробованной тактике найма работников по срочным договорам. Так, из-за резкого роста спроса на "классику" в рамках госпрограммы по утилизации завод нанял около 3 тыс человек. По словам г-на Карагина, оплата срочников ничем не отличается от зарплаты постоянных сотрудников.
Руководитель направления машиностроения и транспорта по России и СНГ A.T. Kearney Moscow Евгений Богданов отмечает, что в целом в российской практике и на АвтоВАЗе в частности отношения с работниками регулируются коллективным договором. "Логично, что правительство не будет вмешиваться в эти отношения, и единственный способ добиться его изменения — действовать через профсоюз", — отмечает он.
Примеры успешных действий профсоюза в отрасли есть. Прецедентом стало противостояние менеджмента и профсоюза завода Ford во Всеволожске, которое переросло даже в ряд забастовок. В результате в начале этого года рабочие завода добились повышения зарплат на 12%, до минимальной ставки в 23,5 тыс рублей
Но самому "Единству" еще ни разу не удалось своими требованиями увеличить заработную плату рабочим, признается председатель независимого профсоюза Петр Золотарев. Лишь однажды, в 1994 году, коллектив добился ликвидации трехмесячной задолженности по зарплате. Правда, в "Единстве", по его данным, лишь около 500 человек. На АвтоВАЗе уверяют, что и вовсе 160. Зато в официальном профсоюзе состоит 147 тыс человек, из которых 70 тыс — работники завода.