На днях Госдума РФ одобрила в первом чтении законопроект, запрещающий иностранцам пользоваться услугами суррогатных матерей-россиянок на территории России. Кроме того, суррогатной матерью, если документ все же будет принят, больше не смогут стать трудовые мигрантки из стран СНГ и Украины, сообщает ИА PrimaMedia.
В пояснительной записке к законопроекту говорится, что изменения направлены на обеспечение безопасности детей и ссылаются на правонарушения, выявленные в период пандемии COVID-19. Именно тогда полиция в московской квартире обнаружила мертвого младенца вместе с четырьмя другими детьми, няней и суррогатной матерью. Биологические родители — филиппинцы — из-за ограничений на передвижение между государствами в период распространения коронавирусной инфекции не смогли вывести их из страны. У одного малыша возникли проблемы со здоровьем. И это послужило поводом для всесторонней проверки сферы суррогатного материнства по всей стране.
Во Владивостоке летом прошлого года тоже прогремели новости про изъятие 12 новорожденных детей, которых якобы родили суррогатные матери для семей из Китая. Дальше отказа регистрировать этих детей на биологических родителей в отделах ЗАГС и оспаривания этого факта в суде дело не пошло. По крайней мере, для СМИ эта информация оказалась закрыта.
Но после того, как следователи опросили сотрудников клиник Владивостока, работающих в области репродуктологии, информация об оказании услуг суррогатного материнства с некоторых ресурсов странным образом исчезла. С главных страниц — уж точно.
"Коронавирусные ограничения и так серьезно ударили по клиникам, ведь некоторые открыли филиал во Владивостоке по территориальному принципу — чтобы китайцы, корейцы и японцы, желающие стать родителями, не летели через всю страну. Чтобы могли тут становиться участниками программ ЭКО, найти тут суррогатную маму, если беременность невозможна по медицинским показаниям. Рынок фактически перестраивается под российского "потребителя". Кто-то активно перешел на проведение программ в рамках ОМС, кто-то устраивает акции на приемы специалистов и предлагает различные бонусы и скидки, — рассказывает медицинский сотрудник, знакомый с ситуацией. — Не могу сказать, что ранее была масса запросов на суррогатное материнство — это все-таки недешевое удовольствие. Желающие были, но это не сотни. Сейчас запрос есть со стороны российских пар. Свободные суррогатные мамы тоже есть, в их желании помочь кому-то стать родителями, нет ничего предосудительного".
Один из авторов законопроекта, вице-спикер парламента Петр Толстой заявил, что в будущем законодатели планируют "поставить процедуру на контроль государства, чтобы Россия не была донором черного рынка детей". По данным депутатов, за последние несколько лет иностранцы вывезли из России 45 тысяч детей, рожденных суррогатными матерями. Но цифры Российской ассоциации репродукции человека меньше в десятки раз.
Парламентариев беспокоят преступления против детей, рожденных суррогатными матерями и вывезенными за рубеж. По существующей практике, новорожденные зачастую регистрируются в консульских учреждениях страны, чье гражданство имеют биологические родители. А значит у российских компетентных органов отсутствуют основания для последующего контроля за судьбой этих детей со стороны и ведения учета случаев нарушения их прав.
Случаев таких в пояснительной записке к законопроекту упоминается два — за последние 15 лет, не считая нескольких дел, возбужденных по фактам обнаружения на квартирах в разных городах РФ младенцев, рожденных в COVID-времена. К примеру, семья итальянцев Донатины Парадизо и Джованни Кампанелли, которой суррогатная мать родила малыша, но генетическая экспертиза не подтвердила родство. Ребенка изъяли соцслужбы и поместили в детский дом, семье его не вернули, о его судьбе в России ничего не известно. Ну и в США еще в 2013 году был осужден на 40 лет один из членов международной банды педофилов, который продавал в сексуальное рабство собственного сына, рожденного суррогатной матерью-россиянкой для его гомосексуальной пары.
Ряд СМИ приводят версии про вынашивание детей на "запчасти", в частности, в Китае, где трансплантация развивается семимильными шагами. Но в пояснительной записке про это нет ни слова.
"В таких странах как Франция, Италия, Германия, Австрия, Норвегия, Швеция, Швейцария, Китай, Сингапур, Индия, а также в некоторых штатах США суррогатное материнство запрещено в целом. Запрещать суррогатное материнство как репродуктивную технологию в России никто не собирается — во всяком случае пока, но доступной она останется только для семейных россиян или одинокой женщины-россиянки. Одинокие мужчины к программе не допускаются", — подчеркнули законодатели.
Согласно находящимся в открытом доступе базам данных, суррогатными мамами на территории России активно "работают" как россиянки, так и гражданки Украины, Казахстана, Таджикистана и Узбекистана.
"Я из Казахстана, у меня есть дочка, и ради нее я уже дважды участвовала в программах суррогатного материнства, — отметила Альбина. — На первый гонорар мама, воспитывающая мою доченьку, смогла отремонтировать нашу квартиру и купить новую мебель. Да, мне пришлось почти год провести в Москве, видеть своих родных только по видеосвязи, но я знала, на что иду и для чего. Второй раз, к сожалению, беременность прервалась. Мне дали время отдохнуть, но я готова пойти на это и в третий раз. Естественно меня, как и других девочек, с которыми общаемся, волнует, что нам могут запретить быть суррогатными мамами на территории России. Мы ведь ничего плохого не делаем, детей вынашиваем, а не торгуем ими. Юристы клиник пока ничего не говорят, сказали, что надо подождать. Надеюсь, что нам не придется выходить фиктивно замуж или что-то вроде этого (в Семейный кодекс предлагается внести поправку о том, что родителями ребенка, рожденного суррогатной матерью, могут быть записаны только люди, состоящие в браке между собой, один из которых или оба являются гражданами России, или одинокая женщина, также имеющая гражданство России. В действующей редакции кодекса оговорка о гражданстве отсутствует — прим. ИА PrimaMedia)".
Действительно, остается только ждать второго и третьего чтения законопроекта в Госдуме. В заключении на представленный проект федерального закона сказано, что он "нуждается в существенной юридико-технической доработке".