О том, почему именно этому - возглавляемому им столичному холдингу - доверяют строительство стратегических объектов в крае, а также о специфике приморских строек корр. РИА PrimaMedia рассказал Ефим Басин - основатель и генеральный директор лучшей строительной компании России по итогам 2009 года - "Корпорации Инжтрансстрой".
- Ефим Владимирович, какова на сегодняшний день ситуация на ваших объектах в Приморье? Как продвигается работа?
- О ходе работ на объекте "Аэропорт" может судить каждый прилетающий в ваш город - стройку прекрасно видно с воздуха. Это, к слову, дополнительная ответственность, поскольку все первые лица страны, прибывающие инспектировать подготовку к саммиту АТЭС, как минимум "поверхностно", то есть с высоты птичьего полета осматривают и наш объект. К счастью, здесь нам стесняться нечего - в сроки мы укладываемся, и уже в ноябре этого года основные работы на взлетно-посадочной полосе № 2 будут завершены.
По дороге "Владивосток - Находка - порт Восточный" пока был разыгран тендер только на строительство первого пускового комплекса - это участок в 3,5 км с двумя путепроводами и пешеходным мостом. Дорога будет бетонная, таких в Приморье еще не строили. Стоимость объекта - 1 млрд. 283 млн. рублей. Сегодня там заняты два основных субподрядчика - ООО "Трансстроймеханизация", входящая в нашу группу компаний, и ОАО "Дальмостострой". В круглосуточном режиме (вахтовым методом по 12 часов) работают 112 человек. Подготовительные работы уже завершены, построена временная объездная дорога с асфальтовым покрытием, земляные работы выполнены на 80 %, на путепроводах закончены буронабивные сваи и монолитные стойки, а к августу закончим укладку водопропускных труб. К концу 2010 года этот участок должен быть уже забетонирован.
Что касается гостевого маршрута "ст. Санаторная - Мостовой переход через б. Золотой Рог", то говорить о конкретных работах, несмотря на то, что они уже начались, рано. В настоящее время заключаются договоры субподряда, но могу точно сказать, что объект будет строить одно из лучших наших подразделений - ООО "Трансстроймеханизация".
- В Приморье давно не было масштабных строек, есть ли сложности с кадрами, ресурсами?
- Действительно, чувствуется, что в крае долгое время была низкая инвестиционная активность. Многие люди потеряли квалификацию, а те ресурсы, которыми обладали компании - устарели. С этим мы сталкиваемся, например, приступив к работам по дорогам. А поскольку Приморье сейчас переживает настоящий строительный бум, нехватка профессиональных кадров ощущается вдвойне. Людям требуется время, чтобы "войти в русло", освоится с новыми технологиями и оборудованием. Рабочие-приморцы, которых мы привлекаем на местах, требуют большего внимания, их приходиться обучать, вводить в курс дела.
Собственно, сегодня это типичная для всей страны ситуация. В системе Советского Союза было 17 институтов железнодорожного транспорта, и масса специализированных техникумов. Сегодня система поменялась, но мы активно сотрудничаем с вузами и колледжами, заключаем договоры, чтобы наши сотрудники проходили профессиональное обучение и повышение квалификации.
- Местные кадры и ресурсы все-таки задействованы на ваших стройках?
- Безусловно. Ведь и политика губернатора Сергея Дарькина направлена на то, чтобы на стройках Приморья были максимально задействованы и местные кадры, и местные ресурсы. Мы такую позицию полностью поддерживаем. В частности, используем только спасский цемент, более того, даже заключили договор с заводом, и сегодня целая линия "Спасскцемента" работает исключительно на объект "Аэропорт". С местных карьеров мы уже закупили порядка 3 млн. кубометров скального грунта.
А что касается кадров, то сегодня 52 % людей, занятых на наших стройках в Приморье - местные жители.
- Ваш центральный офис находится в Москве. Как организуете работу в отдаленных регионах, таких, как Приморье?
- Мы постоянно расширяем географию работы. На новых местах - организуем филиалы или обособленные подразделения. В Приморье у нас есть и филиал, и обособленное подразделение. Кроме того, обособленное подразделение есть в Забайкалье (там мы строим железную дорогу), филиал работает в Сочи, где компания строит аэропорт и ряд олимпийских объектов. А филиал в Санкт-Петербурге контролирует строительство кольцевой автодороги, и так далее.
Отмечу, что филиалы и подразделения мы организуем не только для контроля, но и для того, чтобы четко платить налоги в местные бюджеты, максимально использовать местные ресурсы, в том числе и людские.
Кроме того, современные технологии помогают. Скажем, на объекте "Аэропорт" во Владивостоке установлены наши веб-камеры. Мы и в Москве можем в любой момент в режиме "on line" наблюдать, как продвигается и чем живет стройка.
- Вы строите по всей стране. Для этого необходимо иметь на местах грамотных и надежных людей. Как удалось создать свою команду?
- Специфика нашей компании - это объекты транспортного строительства. Сотрудники, составляющие сегодня основной костяк предприятия, проработали со мной в этой отрасли десятки лет. Это специалисты, имеющие опыт работы на таких крупнейших объектах, как БАМ, морские порты на Балтике и на Черном море, аэропорты Пулково, Шереметьево, Сочи.
Кадрами мы очень дорожим. У нас в Корпорации, кроме системы социальной защиты, действует стимулирующая система за выслугу лет. До 50% надбавки мы начисляем за верную, долгую службу. Поэтому у людей есть стимул держаться за места и добросовестно трудиться. Со своей стороны, наши сотрудники должны быть компетентными, порядочными и добросовестными. Эти качества очень важны, поскольку наша компания всегда и везде работает в открытую, а сейчас мы и вовсе переходим на международную финансовую отчетность.
- Вы, конечно, осмотрели строящиеся объекты в Приморье. Вас что-нибудь заинтересовало, удивило?
- Удивили масштабы: в короткие сроки здесь предстоит освоить огромные объемы работ. Могу сказать, что строят мосты и объекты на острове Русском профессионалы, и в том, что они все сделают качественно и в срок, я не сомневаюсь. Другое дело, что такая концентрация строек усложняет работу: страшная нагрузка на транспорт, тем более в черте города, большой спрос на материалы - щебень, песок. Конечно, проще было работать в более спокойном режиме, но сроки ведь никто не отодвинет!
- А вам часто приходится строить в таком темпе?
- Да, мы на всех объектах работаем круглосуточно, и практически везде такие же, как и здесь, "горящие" объекты. К этому нам не привыкать, все чаще к нам обращаются в самых сложных случаях, когда ни в коем случае нельзя пренебречь качеством, а времени, что называется, "в обрез". Так было, когда готовились к 300-летию Санкт-Петербурга и там же - к саммиту "Большой восьмерки", так было в Сочи, когда к приезду комиссии МОК (Международный Олимпийский Комитет - прим. ред.) нужно было срочно реконструировать взлетно-посадочную полосу в местном аэропорту...
Мы привыкли, и кроме того, это подтягивает, держит в тонусе. Сейчас у нас колоссальный по сложности олимпийский объект - дорога на горнолыжный комплекс "Роза Хутор": 11 км на полуторакилометровой высоте, с двумя тоннелями, семью мостами. Строим по новейшим мировым технологиям, но самое сложное - опять-таки сроки. Дорогу нужно построить за год, освоив более 10 млрд. рублей, поэтому там сейчас сосредоточены колоссальные ресурсы.
- А какие новые технологии задействованы здесь, в Приморье? И делитесь ли вы знаниями с местными строителями?
- Если говорить о Козьмино, то там применялась новейшая техника для устройства морских терминалов. В Приморье раньше не использовались технологии, связанные с 280-тонными кранами, строительством причала не с моря, а с берега, это фактически наше ноу-хау. Наконец, уникальная установка рекуперации паров (УРП), которая позволяет улавливать и возвращать назад испарения при наливе нефти, а это не только экономия, но и экология.
В аэропорту Владивостока и на строительстве дорог мы применяем самую передовую технологию укладки бетона и железобетона, что позволяет укладывать до 2-х тысяч кубометров бетона в сутки. Первую бетонную дорогу мы строим, применяя современнейший бетоноукладочный комплекс Gomako. На базе в Кневичах у нас смонтировано несколько новейших асфальтовых и бетонных заводов. Так что, я думаю, здесь есть чему поучиться приморским строителям. Многие, кстати, так и делают: к нам нередко приезжают автодорожники - посмотреть, как мы работаем.
- Местные специалисты, без навыков, без техники смогут все эти суперсовременные объекты потом эксплуатировать?
- Во-первых, бетонная дорога служит в 3-5 раз дольше, чем с асфальтобетонным покрытием. А во-вторых, по инициативе премьера Владимира Путина сейчас ставится вопрос о том, чтобы ответственность за весь жизненный цикл дороги переложить на строителей. То есть - сами построили, сами и эксплуатируйте. Конечно, многое еще предстоит доработать и утвердить, но в целом такой подход - дополнительный стимул для строителей обеспечивать качество и долговечность объектов.
- Как в целом работается в нашем крае? С местной властью нашли общий язык?
- Еще со времени сооружения спеморнефтепорта в Козьмино Корпорация сконцентрировала в Приморье серьезный людской и матиериально-технический потенциал. Поэтому нам проще, чем многим конкурентам, разворачивать у вас новые стройки. Все уже на месте, все производственные связи отлажены. Зашли на объект и тут же, без раскачки, начинаем строительство.
А что касается отношений с властями... Недавно встречался с мэром Артема Владимиром Новиковым и высказал ему нашу самую искреннюю благодарность за созданный здесь благоприятный климат. Такие же отношения сложились у нас с руководством Находки и, прежде всего, с краевыми властями в целом. Мы получаем полную поддержку и отвечаем тем, что максимально используем местные ресурсы, платим налоги и, конечно, привносим свою культуру производства.