"Подпрограмма "Развитие Владивостока как центра международного сотрудничества в АТР" имеет точный срок своего окончания — 2012 год. Но уже на данном этапе возникают серьезные вопросы, — говорит Княгинин. — Первое: хватит ли того объема инвестиций, который определило правительство, для качественного переформатирования жизнедеятельности Владивостока? Когда Лиссабон проводил выставку ЭКСПО, в городе построили огромный выставочный комплекс, дельфинарий, канатную дорогу и самый длинный в Европе вантовый мост Васко да Гама. Сделали это для того, чтобы новый жилой район, который был построен в преддверии глобального мероприятия, в конечном счете не потерялся. Надо сказать, это им удалось: сегодня район входит во все туристические справочники и оказывает серьезное экономическое влияние на развитие Лиссабона. А для чего строят объекты во Владивостоке?
Второе. Что будет со строительным сектором Владивостока и всеми объектами после саммита АТЭС-2012? Ставший хозяином выставки ЭКСПО в 2010 году китайский Шанхай построил выставочные комплексы. Все объекты расположились на участке размером 500 га. Но, насколько мне известно, после завершения выставки территория будет зачищена. Другими словами, даже такому гигантскому и экономически мощному городу как Шанхай, оказывается, не под силу будущее содержание выставочных комплексов в 500 га. Потянет ли Владивосток?
Третье. Каким должен стать город после 2012-го? Это будет постиндустриальный, современный европейский или передовой азиатский город? Администрация Владивостока рассчитывает сделать его европейским, но построить чисто европейский город — это убыток. Сегодня городу недостаточно быть просто европейским или азиатским. Например, Таллин позиционирует себя как smart city (умный город), где все подчинено комплексному решению новых урбанистических построений, в основе которых лежат интеллектуальные технологии. А Владивостоку надеяться на выгодное расположение и в качестве преимущества выделять наличие "европейских лиц" в регионе АТР — это, на мой взгляд, опасное заблуждение. Конечно, за более чем $17 млрд можно не просто отремонтировать инфраструктуру, но и вообще построить новый город. Еще и останется на празднование первого дня существования города, в ходе которого можно осуществить запуск шаров даже в стратосферу. Однако это не снимает с повестки дня вопрос: определен ли новый статус?
Пока на все эти вопросы нет точных ответов. Тому, что объекты строятся, радоваться надо стопроцентно. Но надо и о будущем думать. Хорошо Сочи, потому что Международный олимпийский комитет прописал развитие города в договорах и контрактах. Сложно Владивостоку: государственное финансирование ведет к некоторому ограничению. Хочется большего, но не хватает средств. Возникают некоторые трудности с финансированием муниципальных программ, статус которых в итоге понижается. Особенность масштабных государственных инвестиций заключается не в том, что они как девелоперы в момент подъема захватывают лучшие земельные куски. Эти инвестиции приходят в период кризиса, давая возможность вздохнуть строительному сектору. Особенность государственных программ заключается в том, что за большими объектами растут малые, из которых потом складывается экономика, социальная сфера. Развитие городской среды в моем представлении имеет огромное значение. Но я пока не вижу больших подвижек, Владивосток по-прежнему задыхается в пробках и обматывается электрическими проводами.
С другой стороны, с кем и за что конкурировать Владивостоку? Очень хорошо, что сюда скоро придет газ. Но ведь газ есть уже везде. Это здесь его почему-то до сих пор нет. Отлично, что построят пару мостов. Но такие мосты уже есть в Азии, считать это за конкурентное преимущество язык не поворачивается. Ну построят в Приморье заводы по производству нефтепродуктов и сжиженного газа. Однако ничего нового вокруг них не вырастет. Все об этом догадываются.
Поэтому и важен вопрос будущего статуса города. Однажды я спросил у петербургских властьимущих: "С кем вы конкурируете?". Ответ поразил: "Ни с кем. Мы уникальные". Уверенность в том, что они единственные такие на Земле, пока не привела к качественному скачку. Поэтому Владивостоку важно понять, в какой клуб город хочет попасть. В европейский? Прекрасно. Но сначала придумайте новое слово, новый стиль жизни, вокруг которого будет создаваться новая реальность. Иначе мы по-прежнему будем ремонтировать все то, что сделано до нас, не особенно задумываясь, что это "сделанное" предназначено для другой жизни. Авторы проектов давно умерли, а мы эти проекты до сих пор тащим на себе. Не смешно?".
Артем Макеев, заместитель директора по стратегическому развитию ОАО "ВМТП": "Одна из главных причин низкого развития туризма — отсутствие системы круизного судоходства. Есть шесть судозаходов во Владивосток иностранных круизных лайнеров в год, которые обслуживаются несколькими местными туркомпаниями.
Существующие в настоящее время грузопассажирские паромные линии, связывающие Приморье с Южной Кореей и Японией, дотируются правительствами этих стран, т.к. работают с 50-процентной загрузкой. Очевидно, что наиболее вероятными целями подобных вложений являются развитие туризма и увеличение экономических связей с Дальним Востоком России. Региональных пассажирских перевозок в настоящее время нет и в ближайшей перспективе не предвидится. Возникновение пассажиропотока возможно в случае развития территорий тихоокеанского побережья ДФО, роста экономических связей внутри региона, успешной конкуренции с авиаперевозчиками по стоимости и уровню сервиса. Что для этого нужно? Специальная государственная программа.
Уже сегодня необходимо акцентировать внимание властей на развитии туризма во Владивостоке. Диснейлэндов и аквапарков много в городах на пути следования круизных лайнеров, а вот таких сооружений, как военные батареи и форты Владивостокской крепости, больше нигде нет. Мы на собственном опыте наблюдаем недостаточную информированность иностранных гостей о городских достопримечательностях, когда интуристы вдруг просят устроить им экскурсию по порту. Т.е. они не знают, что смотреть в городе, и, чтобы не уезжать просто так, вынуждены посещать даже производственные предприятия".
Олег Щека, директор департамента международного сотрудничества и туризма Приморского края: "Городская транспортная сеть ежедневно испытывает колоссальные нагрузки. Те, кто пользуется транспортом не только в центре города, но и ездит по гостевым маршрутам, а также с Чуркина, знают, сколько времени приходится проводить в пробках. Даже временное перекрытие некоторых участков дорог приводит к серьезному затруднению в движении и создает дополнительные трудности для работы оперативных служб. Строящиеся мосты, конечно, несколько снизят напряженность, но не смогут полностью решить проблему транспортной доступности центральных районов города. Именно поэтому приобретают особую важность вопросы логистики и планирования транспортных потоков.
Не последняя роль должна быть отведена техническому переоснащению всех служб, задействованных в этом вопросе. Необходимо построение укрупненного центра управления городским хозяйством с расширенными возможностями отслеживания в реальном режиме текущей ситуации, а также его оснащение высокоскоростными технологиями. Большая нагрузка ложится на каналы телефонной связи. Жители нашего и других городов хорошо знают о невозможности дозвониться и отправить SMS в новогоднюю ночь. Можно предположить, что такая "ночь" затянется на целую неделю проведения саммита. Специалистам предстоит оценить, насколько операторы связи осилят такую нагрузку и позволит ли их оборудование это сделать. С другой стороны, приобретая дорогостоящее оборудование, операторы рискуют тем, что его мощности по завершении саммита останутся невостребованными.
Нужно подумать и о том, чтобы на некоторые дни саммита предоставить владивостокцам дополнительные выходные. Таким образом, центр города не будет испытывать нагрузку от переизбытка транспортных средств.
Еще один вопрос: мы ждем около 5 тыс. участников саммита, еще столько же гостей. Наивно полагать, что все иностранцы будут передвигаться по городу в сопровождении переводчиков. Поэтому уже сейчас стоит готовить карты-путеводители на иностранных языках, сделать на улице указатели, позаботиться о доступности меню в кафе и ресторанах".