ВЛАДИВОСТОК, 17 июня, PrimaMedia. Пекинский банк предоставит кредит на строительство рудника близ границы с КНР. Его продукцию будет закупать Китай. Эксперты говорят, что без его участия трудно поднять экономику Дальнего Востока и Восточной Сибири. Но ценой инвестиций может стать превращение этих регионов в сырьевой придаток КНР, сообщает "Независимая газета".
Банк промышленности и коммерции Китая и российская горнодобывающая компания "Петропавловск", зарегистрированная в Лондоне, договорились о том, что китайская сторона предоставит ей заем на 400 млн. долл.
Запасы железной руды в Приамурье и Еврейской автономной области оцениваются примерно в 1 млрд. тонн. Месторождения расположены недалеко от границы с Китаем. Он естественный потребитель продукции рудников.
Джей Хамбро, главный советник по инвестициям компании "Петропавловск", сказал, что производство на копях Куранах возобновится в июле. Планируется ежегодно добывать 900 тыс. тонн железной руды. Продукция будет закупаться китайской компанией Jianlong Iron&Steel Group.
Китайская сторона поставит оборудование и построит под ключ завод горячебрикетированного железа в России. Строить завод будут китайцы. А работать на нем - россияне. Персонал - 500-1000 человек. Проблему занятости в Дальневосточном регионе это не решит, но налоговые поступления в местную казну увеличатся. Этот проект вписывается в программу сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири России и северо-востока КНР на 2009-2018 годы, подписанную президентами двух государств в прошлом году".
Проект предполагает не только добычу, но и обогащение руды, получение концентрата, который может идти в металлургический процесс. То есть в России будет создаваться добавленная стоимость. Потребуется строить железнодорожные ветки, а также мост в Китай через Амур.
История моста обзавелась бородой. Стороны обсуждают эту идею с 90-х годов. Предполагалось соорудить автомобильный мост. Но дальше дискуссий и расчетов дело не двинулось. А сейчас речь идет о железнодорожном мосте, чтобы по нему можно было везти руду напрямую к потребителю.
Перспективы проекта зависят и от цен на железную руду. После кризиса они восстанавливаются. По мнению ряда экспертов, Китай с его стремительно растущими потребностями в минеральном сырье не менее заинтересован в разработке месторождений в России, чем российские власти в китайских капиталах.
По данным западной прессы, из России в КНР ежедневно по железной дороге переправляется 400 тыс. баррелей нефти. Помимо этого в Поднебесную уходит российский лес-кругляк. А китайские сельскохозяйственные предприятия, как утверждается, получили 350 тыс. га пашни в аренду в России. Только с участием фирм города Муданьцзян на северо-востоке Китая в России создано более 30 ферм и предприятий по переработке сельхозпродукции.
"У Китая колоссальные преимущества перед Россией. Наш Дальневосточный край далек от европейской части страны, а Китай - близко. Денег у нас на инвестиции нет, значит, нужно брать кредиты у китайцев. А это предполагает уступки по цене. Не только цену, но ассортимент продукции будет диктовать Китай, - сказал газете ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Александр Ларин. - Дальний Восток уже находится в экономической зависимости от КНР. Не исключено, что в будущем он превратится в ее сырьевой придаток. Конечно, альтернатива такому сценарию существует. Обе стороны говорят о необходимости "соразвития". Но будет ли эта установка претворяться в жизнь?"
На днях, увы, пришло подтверждение тому, что Пекин готов получать российское сырье, но не очень заинтересован в сотрудничестве в сфере высоких технологий. Он отказался от предложения участвовать в создании вместе с Россией нового пассажирского авиалайнера MС-21.