Масштабная перешивка старой японской узкой колеи под общероссийский стандарт ведётся на Сахалине. Стоимость проекта - около 15,5 миллиарда рублей, работы начались в 2003 году. Островная магистраль, начало строительства которой было положено еще японцами в 20-х годах прошлого столетия, существенно отличается от других дорог и, прежде всего, шириной своей колеи - 1,067 тысячи миллиметров.
Чтобы перевозить груз, поступающий на остров с материка, приходится менять колесные тележки на вагонах. К тому же на российских предприятиях уже не выпускаются локомотивы для узкой колеи. С переходом на ширину колеи общероссийского стандарта пункт перестановки вагонов в порту Холмск будет ликвидирован, отпадет необходимость и в специализированных локомотивах, что существенно снизит себестоимость железнодорожных перевозок на Сахалине. В настоящее время уже "перешито" около 300 километров пути, возведено более 20 новых мостов и около 40 водопропускных труб.
"На всю операцию было отведено пять дней, то есть пять технологических окон по восемь часов. Не все шло гладко. Данные работы в тоннеле проводились нами впервые, и на весьма ограниченном для маневров путевой техники пространстве. Плюс сложный продольный профиль пути, участок с кривой малого радиуса. Кроме того, из-за задымленности в тоннеле приходилось часто останавливаться на технологические перерывы. Тем не менее, весь объем работ выполнен с необходимым качеством и в заданные сроки", - рассказал пресс-секретарь Сахалинской железной дороги (СахЖД - филиал РЖД) Сергей Дащинский.
Таким образом, по его словам, в самом тоннеле было уложено 625 метров, а на подходе к тоннелю с северной стороны еще 325 метров новой рельсошпальной решетки на железобетонных шпалах. Вся задействованная путевая техника и специалисты ПМС-188 и ПМС-336 отведены на места плановых работ.
В 2010 году железнодорожники планируют уложить 42,3 километра новой рельсошпальной решетки под материковский габарит ширины колеи, обустроить "бархатный путь" на 37,7 километре, сдать в эксплуатацию четыре новых моста, строительство которых было начато в 2009 году. Самым значительным событием для СахЖД станет ввод в эксплуатацию тоннеля 21 на перегоне Томари-Пензенское. Реконструкция объекта позволит пропускать по железной дороге крупногабаритные грузы.