В Хабаровское УФАС России поступило заявление г-на К. о распространении рекламы фильтра "AQUA-Тест", содержащей недостоверную информацию о проводимом компанией анализе. Наружная реклама фильтра "AQUA-Тест" ("Пейте свежевыжатую воду. Телефон для бесплатной демонстрации и экспресс-анализа воды: 46-00-46") распространялась в период с 01 ноября 2009 года по 28 февраля 2010 года на фасаде здания торгового центра "НК Сити" по ул. Карла Маркса, 76 и на рекламном щите, установленном на пересечении улиц Пушкина и Ким Ю Чена.
В соответствии с требованиями постановления Министерства здравоохранения РФ "О введении в действие санитарных правил" контроль качества питьевой воды осуществляется лабораториями, аккредитованными в установленном порядке на право выполнения исследований качества питьевой воды.
В ответ на запрос Хабаровского УФАС о том, кем осуществляется рекламируемый анализ воды, ООО "Аква-тест" разъяснило, что экспресс-анализ воды проводится в каждом отдельном случае по заявлению покупателей товара за счет компании. За период деятельности ООО "Аква-тест" было всего одно обращение гражданина о проведении такого анализа, который был осуществлен 01.12.2009 года Институтом тектоники и геофизики им. Ю.А. Косыгина. Однако, согласно сведениям, предоставленным сотрудниками института, экспресс-анализ воды институтом не производится вообще, для ООО "Аква-тест" экспресс-анализ также не проводился. Институт осуществляет анализ проб воды на содержание тяжелых металлов и токсичных элементов с помощью прибора ICP-MS ELAN DRC-II производства фирмы Перкин Элмер, США.
Анализ сложный и длительный, требует высокой квалификации оператора, поэтому метод института не является экспрессным. Указанное заключение для ООО "Аква-тест" составлено на основании результатов анализа проб воды, произведенном на упомянутом приборе огласно договору по теме "Изменения микрокомпонентного состава природных вод в процессе глубокой очистки с применением технологии обратного осмоса". В процессе отбора этих проб сотрудники института участия не принимали, т.е. ответственность за правильность отбора и соответствие материала проб их описанию полностью лежит на заказчике (ООО "Аква-тест").
Таким образом, ООО "Аква-тест", рекламируя экспресс-анализ воды, не имеет ни специального разрешения на его проведение, ни договора с аккредитованной организацией, что противоречит требованиям пункта 7 статьи 7 ФЗ "О рекламе", запрещающего рекламу товаров на производство и реализацию которых требуется получение специальных разрешений при отсутствии таких разрешений.
Кроме того, в период с 31 марта по 15 апреля 2010 года в эфире телеканала "Первое Краевое Телевидение" отслежено распространение рекламы следующего содержания:
Актриса Н. Крачковская:
- И тебя выпью!
(в правой руке держит стакан с очищенной водой)
- И тебя выпью
(в левой руке держит стакан с обычной водой)
Голос за кадром:
- Не пей их, старушка!
Актриса Н. Крачковская:
- Я старушка?!
Диктор:
- Компания "Аква-тест" поможет Вам разобраться (мужчина вносит в кухню фильтр). Проведем сравнительный анализ!
(На экранах крупным планом появляются стаканы с водой. В воде находятся электроды. В одном стакане, под которым подписано "до фильтра" жидкость пенится и имеет коричневый цвет с осадком. Во втором стакане, под которым подписано "после", совершенно чистая прозрачная жидкость).
- Выбор очевиден! "Аква-тест"! Пейте свежевыжатую воду! Запись на презентацию 46-00-46!
Исходя из формы подачи информации в рекламе и ее содержания следует, что пить следует воду, очищенную фильтром от компании "Аква-тест", поскольку она не содержит каких-либо вредных примесей, в отличии от питьевой воды, не прошедшей очистку рекламируемым фильтром. Использование в рекламе демонстрации сравнительного анализа воды, очищенной фильтром от компании "Аква-тест", и воды, не прошедшей очистку рекламируемым фильтром, свидетельствует о некорректном сравнении питьевой воды, получаемой в результате использования фильтра от ООО "Аква-тест" с питьевой водой, прошедшей очистку фильтрами других компаний, либо питьевой водой, изготавливаемой иными компаниями.
В соответствии с нормами ФЗ "О рекламе" реклама, содержащая некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями и реализуются другими продавцами признается недобросовестной (п. 1 ч. 2 ст. 5 ФЗ). На основании статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение рекламодателем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа.
Штраф за нарушение рекламного законодательства составил 40 тысяч рублей.
От РИА PrimaMedia заметим, что вышеупомянутая телевизионная реклама вполне успешно выходит в эфире некоторых приморских телеканалов. Не исключено, что выявленные в Хабаровске нарушения привлекут внимание Приморского УФАС, которое пока не препятствует прокату ролика с участием известной актрисы.