Пока Владивосток оставался городом-портом-крепостью, его военный 178-й судоремонтный завод (как и соседний "Дальзавод") были уместны в историческом центре столицы Приморья. Нынче город становится форпостом России в АТЭС — и все изменилось: кораблей — не густо, набережная норовит перекинуться в гламур и глянец (краны и доки на ней выглядят чересчур уж по-рабочему, да и соляркой пахнет от них — фи...). Продвинутый евродизайн требует отелей, мотелей, прогулочных парапетов, кафешек, пирсов для яхт и непременно "белое party" для множащейся "изячной" публики.
Вопрос, что делать с "пережитками" боевого прошлого, в умах даже не стоит — да убрать все побыстрее к чертовой матери! По планам столичных начальников, активное строительство зоны отдыха непременно должно закончиться к саммиту АТЭС, а начаться на месте прежних заводов вдоль Золотого Рога — под Новый год. Однако прежде ведь необходимо расчистить побережье от понастроенных тут за 150 лет доков, цехов да котельных...
Потому уже дана команда ломать, допрежь вывезя все ценное на воензаводы полуострова Чуркин (ну, там — станки, краны, оборудование и другое "железо"). При этом всем понятно, что наше "богатство" времен ленд-лиза переезда элементарно не выдержит — рассыплется под грузом прожитых лет! Кстати, переезд — дело еще и дорогостоящее, а денег на "эмиграцию" заводов со Светланской на Чуркин никто не предлагает.
Территорию освободить нужно — и плевать, что такого "морского фасада Владивостока" (в виде музея и кабаков) даже в генплане города нет! Заводчанам предложили срочно порезать все оборудование "на иголки", сгрузить лом в вагоны и отправлять на переплавку в Комсомольск-на-Амуре — за заводской счет, разумеется.
Судоремонтники в панике: миссия в принципе невыполнима, поскольку в Комсомольске металл никому не нужен, да и денег на вывоз вторчермета у заводов давно нет — есть одни долги, в том числе по зарплате. Однако выполнять планы руководства нужно — вот и поговаривают теперь во Владивостоке, что днем заводчане, как приказано, оборудование и станки режут, а под покровом тьмы грузят на баржу, оттаскивают от берега да и топят в бухте Золотой Рог.
Говорят также, что "полезная инициатива" руководства 178-го завода уже подхвачена их соседями: намедни на причалах "Дальзавода" начали резать "под пенек" здешние грузовые краны.
NOTA BENE
В рамках подготовки к саммиту АТЭС-2012 на северном берегу бухты Золотой Рог планируется сделать набережную под стеклянной крышей, ликвидировав для этого все расположенные там судоремонтные предприятия.
В ходе встречи с российским премьером Владимиром Путиным президент Объединенной судостроительной корпорации Роман Троценко заметил, что "до сентября 2010 г. перебазируют 178-й судоремонтный завод. Подготовлено 5 проектов развития этого места. По сути, это будет морской фасад города".
"Сухой док, который находится на территории Дальзавода и является памятником архитектуры, сохранят. Но сам завод, скорее всего, будет ликвидирован", — сообщает Интернет-ресурс машиностроителей России "И-маш.ру". Также будет решаться вопрос о расположении подводной лодки С-56 и сторожевого корабля "Красный вымпел".