ВЛАДИВОСТОК, 18 мая, PrimaMedia. Разгромленный русский флот после одного из крупнейших морских сражений русско-японской войны, первым увидел Владивосток. 16 и 17 мая сюда пришли уцелевшие, в состоявшемся в мае 1905 года, сражении в Цусимском проливе между побережьями Кореи и Японии, остатки некогда великой Тихоокеанской эскадры: крейсер "Алмаз" и два миноносца, сообщает деловой еженедельник "Конкурент".
Страшная правда заключалась в том, что при проходе Цусимского пролива на траверзе острова Цусима российская эскадра была атакована и полностью разгромлена японской, в результате чего Россия окончательно лишилась надежды на победу в русско-японской войне.
Из 38 российских кораблей 20 было потоплено, четыре сдались, семь было интернировано, один корабль вернулся на Балтику, два были захвачены японцами. На небольшой японский остров Цусима еще долго выбрасывало тела российских моряков.
Перед отправкой на Тихий океан крейсера "Алмаз" Николай II, осмотрев его, остался доволен и пожаловал "кондукторам флота по десяти рублей, боцманам — по пяти, прочим унтер-офицерам — по два рубля и рядовым — по одному".
"Алмаз" оправдал доверие царя и первым открыл огонь по приблизившемуся крейсеру "Идзуми".
Однако силы оказались неравными: один из ответных снарядов попал в бизань-мачту и перебил штаг, другой угодил в кормовую рубку-салон. Появились убитые и раненые, а из пробитой осколками задней трубы повалил густой черный дым... Командир решил пробиваться на север, к Владивостоку.
16 мая в 11.30 "Алмаз" пришел в бухту Стрелок, из которой в сопровождении судов тралящего каравана проследовал во Владивосток и первым принес туда печальное известие о катастрофе российского флота.
Выяснилось, что в ходе сражения "Алмаз" получил 29 попаданий, сам выпустил 346 снарядов по неприятелю. На корабле оказались убитыми офицер и четыре матроса, три нижних чина были тяжело ранены, восемь — легко. За прорыв во Владивосток все офицеры "Алмаза" получили награды.
Крейсер "Изумруд" также получил попадания и имел раненых.
Командир крейсера собрал команду и объявил: "Господа офицеры, а также и вы, братцы-матросы! Я решил прорваться, пока японские суда не заградили нам путь. У противника нет ни одного корабля, который сравнился бы по быстроходности с нашим крейсером. Попробуем! Если не удастся уйти от врага, то лучше погибнуть с честью в бою, чем позорно сдаваться в плен".
Стремясь облегчить нос корабля, на "Изумруде" решили пожертвовать якорем и цепями, и три десятка тонн металла ушли в морскую пучину. В полночь корабль достиг бухты Св. Владимира. Вдруг все попадали от резкого толчка, корабль заскрежетал днищем по камням и сразу остановился, накренившись на правый борт. "Изумруд" сел на камни.
Капитан принял решение потопить корабль. Экипаж собрал все самое ценное на корабле и перевез на берег продовольствие, личные вещи и стрелковое оружие. Расположились лагерем в километре от "Изумруда" за горой, чтобы японцы ничего не заметили с моря, а на ее вершине поставили часовых.
19 мая крейсер был взорван командой.
Через 42 дня моряки прибыли во Владивосток. Здесь на вокзальной площади их торжественно, как героев, встретили с оркестром. Впоследствии Ферзен получил в награду золотое оружие с надписью "За храбрость".
Миноносец "Бравый" во время сражения принял активное участие в спасении команды погибающего броненосца "Ослябя" и, несмотря на серьезные повреждения (один снаряд, снеся фок-мачту, пробил палубу и котельный кожух, разорвавшись, вывел из строя два носовых котла, перебив главный паропровод), решил все-таки пробиваться во Владивосток.
"Для большей невидимости" на корабле срубили грот-мачту и перекрасили дымовые трубы в белый цвет. Вскоре закончились запасы угля — в топку пришлось отправить все дерево, имевшееся на миноносце. При подходе к острову Аскольд на "Бравом" поставили грот-мачту и наладили телеграфное сообщение с Владивостоком, откуда навстречу миноносцу вышел транспорт "Алеут".
Миноносец "Грозный" также принял участие в спасении людей со вспомогательного крейсера "Урал", взяв на борт 10 человек. По приказу командующего эскадрой адмирала Рожественского вместе со спасенными "Грозный" начал прорываться во Владивосток. В погоню за "Грозным" отправился японский миноносец, но прекратил погоню после нескольких попаданий в него.
Около 19.00 16 мая миноносец подошел к острову Аскольд, где был встречен кораблями контр-адмирала Иессена. На следующий день "Грозный" пришел во Владивосток. В заключение своего донесения о бое командир миноносца писал: "Не могу не отдать должной справедливости господам офицерам, которые в течение трех суток, из коих двое почти под огнем неприятеля, совершенно без сна и почти без пищи, мужественно и хладнокровно распоряжались огнем и исправлением повреждений, ни на минуту не теряя самообладания. Молодцы, команда выше всякой похвалы, безгранично преданы, самоотверженны, выносливы и храбры".