ВЛАДИВОСТОК, 30 апреля, PrimaMedia. Китай хочет развивать сотрудничество с Россией в области инфраструктуры, участвовать в строительстве объектов АТЭС во Владивостоке в 2010 году и зимней Олимпиады в Сочи 2014 года. Об этом говорится в статье полномочного советника посольства КНР в России Гао Сиюаня по торгово-экономическим вопросам, - сообщает РИА PrimaMedia со ссылкой на Росбалт. В материале анализируется состояние торговли между двумя странами, ставятся задачи на будущее и формулируются те "узкие места", которые вызывают озабоченность китайской стороны. Статья позволяет составить представление о проблемах, которые волнуют наших восточных соседей, и сопоставить их мнение с российским видением ситуации.
Среди факторов, позитивно влияющих на сотрудничество двух стран, названы, прежде всего, благоприятные политические отношения и постоянно совершенствующийся механизм сотрудничества. Также отмечены взаимодополняемость стран с точки зрения их индустриальных структур, большая емкость внутренних рынков и хорошая законодательная база сотрудничества.
При этом главной проблемой остается "серая растаможка". Отмечая, что эта практика "сложилась в определенное время", Гао Сиюнь подчеркивает, что сегодня именно она тормозит торговлю. Хотя обе стороны вроде бы согласны, что ситуацию пора менять, "серое" растаможивание по-прежнему оказывается проще и эффективнее "белого". И виновата в этом, очевидно, не китайская сторона, которая ввозит товары ширпотреба, а российская, которая определяет реальный порядок ввоза этих товаров. Интересы российских таможенников оказываются непреодолимым препятствием для нормального порядка ввоза. Государственный менеджмент в этой сфере оказывается совершенно неэффективным. Что не может не вызывать недоумения – особенно на фоне разговоров о борьбе с коррупцией.
Вторая проблема, которая тоже должна вызывать озабоченность скорее в России, чем в Китае – мизерная доля машин и оборудования в российском экспорте. Чтобы улучшить ситуацию, китайская сторона решила поручить российской стороне строительство второй очереди АЭС "Тяньвань".
Третьей проблемой китайские специалисты считают усложнение административных процедур, с которыми сталкиваются инвесторы. На фоне разговоров российских лидеров о снятии барьеров для инвесторов это звучит особенно безрадостно. "Нужно обратить внимание, — пишет китайский эксперт, — что некоторые управленцы извращают политику правительства и превращают ее в источник личных интересов. Сегодня некоторые крупные высокотехнологичные предприятия, которые много инвестировали в Россию и создали тысячи рабочих мест для российских граждан, а также ряд китайских ресторанов не могут вовремя получить разрешения на работу. Такие примеры сильно ударили по планам китайских инвесторов и идут наперекор первоначальным намерениям участвовать в развития экономики России".
Таким образом, главная проблема в развитии торгово-экономических отношений, которую обозначает восточный сосед России, — это высокий уровень коррупции. Настолько высокий, что, по мнению китайской стороны, он становится настоящим тормозом в сотрудничестве двух крупнейших мировых держав.
Полную картину состояния торгово-экономического сотрудничества в динамике можно увидеть, если посмотреть, как менялась структура торговых поставок двух стран за последние десять лет. Десять лет доля машин и оборудования, поставляемых Россией в Китай, снизилась с 25% до 2,5%. В то же время доля ввозимых из Китая машин и оборудования выросла с 5% до 31% — они стали главной статьей экспорта Китая в Россию. РФ тем временем наращивала экспорт нефтепродуктов (он вырос с 3% в 1998 году до 40% в 2009 году), а также древесины, металлов и других видов сырья.
Вообще, сопоставление этих двух таблиц рисует однозначную картину – неустанного развития одной страны и неуклонной деградации другой. Непонятно, есть ли у России планы корректировать ситуацию, или, несмотря на разговоры, ее вполне устраивает роль поставщика ресурсов. Китай же предлагает следующие меры по развитию сотрудничества.
1. Расширение инвестиционного и технико-экономического сотрудничества. В 2009 году объем инвестиции Китая в Россию составил $9,7 млрд, среди них $9,3 млрд — финансовые инвестиции. У сторон существует большой потенциал в области инвестиции вне финансовой сферы. Ныне российская сторона усилила работу по освоению Дальнего Востока и Сибири, Китай также реализует здесь план возрождения индустрии. В сентябре прошлого года главы государств утвердили Программу сотрудничества между peгионами Дальнего Востока и Восточной Сибири России и Северо-Востока Китая. Совсем недавно, во время визита заместителя председателя Китая Си Диньпина, предприятия двух стран во Владивостоке и Москве подписали более 20 соглашений и контрактов касательно сотрудничества в таких областях, как строительство электростанции, перестройка портов, освоение сельского хозяйства и минеральных ресурсов, лесное сотрудничество и т.д. Надеемся, что это сотрудничество будет развиваться. Кроме того, китайская сторона хочет развивать сотрудничество с Россией в области инфраструктуры, участвовать в строительстве объектов АТЭС во Владивостоке в 2010 году и зимней Олимпиады в Сочи 2014 года.
2. Углубление финансового сотрудничества. Коммерческие банки и политические финансовые институты сторон должны повышать уровень участия в двусторонней торговле. Одновременно непрерывно укреплять сотрудничество в области взаимного доверия, кредитования, банковских карточек и т.д. Обсуждать вопросы по обмену валют между нашими странами и созданию биржи для китайских юаней и рублей, активно изучать возможность расширения расчетов в национальных валютах в торговле.
3. Развитие сотрудничества в сфере малого и среднего бизнеса. Малые и средние предприятия являются важной силой в развитии экономики и внешней торговли. Компетентные органы правительства и торговые ассоциации должны способствовать сотрудничеству, предоставлять услуги по консалтингу, кредитованию, финансированию и т.д.
4. Максимально использовать возможности выставки "ЭКСПО 2010" в Шанхае. До сих пор главным двигателем российско-китайских отношений является совпадение глобальных политических интересов, в частности, борьба за многополярный мир и против американской гегемонии. Однако совпадение политических интересов очень медленно конвертируется в развитие эффективного экономического сотрудничества. Объем торговли между двумя странами все еще остается невысоким. В последние месяцы КНР очень осторожно начала сокращать свои вложения в американские казначейские облигации и все более активно обсуждать идею более широкого использования национальных валют при взаиморасчетах со странами региона, в том числе и Россией. За четыре первых месяца 2010 года китайские вложения в американские гособлигации сократились в общей сложности на $60,8 млрд. Китайские аналитики пишут, что, наверное, уже можно говорить о тенденции. Это еще один знак России – КНР готова диверсифицировать свои вложения. Вопрос за желанием и способностью России предложить интересную и взаимовыгодную программу кооперации.