Приморский край не перестает удивлять всю автомобильную общественность страны своим особым подходом и видением некоторых проблем автомобильной жизни. Вот, например, не так давно в СМИ была озвучена информация о сдаче практического экзамена на водительское удостоверение на автомобилях "ВАЗ".
Вроде как и ничего страшного: умение водить автомобили с механической коробкой передач еще никому не вредило. Но одно дело, как это преподают (в смысле - объясняют, зачем и почему) автошколы, и совсем другой коленкор, как это звучит из уст высоких начальников ГИБДД.
Или другой момент из той же автоучебной оперы. Есть приказ министра внутренних дел №782, определяющий правила и порядок приема квалификационного экзамена в ГИБДД. Только вот приказ один, но почему-то трактуется он Госавтоинспекцией и автошколами по-разному.
Чтобы как-то вникнуть в суть происходящего, а заодно пополнить свою фотоколлекцию отечественных авто, мы побывали на автодроме РОСТО, где проходила очередная сдача первой части (автодром) практического экзамена. Забегая вперед, скажем, что "Жигулей" мы не увидели, наверное, потому, что сдавали экзамен "первичники", а вазовский кошмар уготовлен тем, кто идет сдавать во второй раз и так далее. Тем не менее, посещение экзамена дало нам обильную пищу для размышления.
Среди экзаменующихся были слушатели автошколы МГУ и "АНИК". С первого взгляда этих молодых ребят можно было пожалеть: характерная для апреля погода с пронизывающим ветром и нулевой температурой. При этом из всего оборудования и сервиса автодрома, "наиболее соответствующего требованиям методики" (по утверждению ГИБДД), были две лавочки.
Слушатели "АНИКА", сдававшие первыми и к моменту начала экзамена успевшие порядком окоченеть, с ностальгией вспоминали уютный павильон, где можно было не только спокойно дождаться своей очереди, но и попить кофе! Как резюмировал юноша, только что сдавший вождение и отвечавший на вопросы сокурсников о впечатлениях: "Хочется в тепло и кофе!". Курсанты автошколы МГУ были более сдержанны в эмоциях, видимо, к моменту нашего приезда не успев окончательно продрогнуть.
Ну а теперь о серьезном. Из разговора с инструкторами обеих автошкол вырисовывалась безрадостная картина не только для самих автошкол.
Будущим водителям надо быть готовыми к тому, что выучиться, может быть, удастся без проблем в тепле и комфорте, а вот сдать экзамен, в особенности его практическую часть... Для этого придется запастись терпением, временем и кофе в термосе.
О чем говорят упрямые факты и реформирование края. Так, если в апреле прошлого (кстати, кризисного) года квалификационный экзамен сдавали 1445 слушателей владивостокских автошкол, то в этом месяце запись была ограничена экзаменационным подразделением ГИБДД в 570 первичников! К ним добавились 120 курсантов, которые смогут (согласно разнарядке ГИБДД) сдать повторно. А куда деваться остальным желающим?
Теперь по новому распоряжению ГИБДД Приморского края автошкола вправе подавать в заявочном списке всего 25 слушателей на сдачу первичного экзамена в месяц! Ну, а если автошкола готовит в месяц 50-70 или того больше? Тут уже начинаются проблемы автошколы, считают в ГИБДД: "не надо так много набирать!".
Хотя из вышеназванного приказа МВД № 782, на который любит ссылаться ГИБДД, следует, что ограничений по количественному составу групп нет, а все действия местной Госавтоинспекции легко попадают под антимонопольный закон.
ГИБДД в свою очередь сетует на нехватку сотрудников и времени, поэтому в качестве экзаменационной площадки, несмотря на явное материально-техническое убожество, был выбран СТК РОСТО.
Что опять же говорит не в пользу ГИБДД края. В приказе, в разделе III п.19, говорится: "экзамены принимаются по месту расположения Государственной инспекции или, исходя из местных условий, по месту нахождения образовательного учреждения". Если по поводу "нахождения образовательного учреждения" подразумевать г. Владивосток, тогда понятно, почему все автошколы согнаны сдавать экзамен на автодром РОСТО. Спасибо хоть для "первичников" оставили возможность сдавать на автомобилях обучающей организации, говорят в автошколах, при этом признают, что это "спасибо" может скоро кончиться.
Еще один спорный момент, который был трактован в пользу ГИБДД и который остается непонятен ни тем, кто учится, ни тем, кто учит. По новой программе, вступившей в силу в 2009 г., автошкола только обучает, но не должна организовывать экзамены. После окончания курса обучения, сдачи внутреннего экзамена слушатель получает свидетельство и волен сам выбирать время и место сдачи экзамена.
Но нет же! В ГИБДД об этом даже слышать не хотят, требуя от автошкол полного "комплекса" - от зачисления на курсы до сопровождения курсанта до окошка получения удостоверения. В противном случае, говорят в автошколах, вторую часть практического экзамена сдадут "очень немногие"!
Именно вторая часть практического экзамена - вождение в городских условиях - та ахиллесова пята экзамена по вождению, играя на которой ГИБДД может "загнуть" непокорных. Последний случай произошел на прошлой неделе, когда группу одной очень уважаемой автошколы Владивостока, чье руководство настроено весьма критично к нововведениям ГИБДД, сдавшую теорию и первую часть практики без сучка и задоринки, просто уничтожили на городском вождении: из 17 курсантов сдали всего лишь два.
Доказать злой умысел принимающих, как мы все понимаем, невозможно! На это у гаишников найдется убойный аргумент типа "ничего не умеют, ничего не знают". И таких, к слову, спорных моментов, по спорному приказу №782, которым так любят прикрываться в ГИБДД Приморского края, масса, и они на поверхности.
Одно остается в тени: кому выгодно убийство некоммерческого образовательного процесса в конкретном городе Владивостоке и на чью мельницу льют воду поэтапного уничтожения школ, которые дают работу сотням сотрудников, платят налоги, кормят семьи, развивают автомобильное образование?
Как метко высказался в беседе с нами один из слушателей, "с таким бы фанатизмом, с каким душат автошколы, дороги бы делали!"