Нововведение приведет к тому, что с рынка уйдут многие компании, которые сейчас занимаются поставкой импортной резины. Оставшихся на плаву может добить техрегламент "О безопасности колесных транспортных средств", вступающий в силу в сентябре 2010 г. и ограничивающий применение даже новых импортных шин.
Ежегодно в Россию ввозится до 1,5 млн. "бэушных" автомобильных шин. Служат они недолго: сезон, редко год, затем отправляются на свалку. Предприятий, перерабатывающих автомобильную резину, в стране не хватает, поэтому "отъездившая" свое резина, либо сжигается на свалках, либо просто выбрасывается.
По скромным подсчетам, по всей России разбросано около 40-45 млн. таких покрышек. Чтобы хоть отчасти уменьшить вред, наносимый экологии, минприроды намерено включить старые покрышки в перечень отходов, которые нельзя перемещать через границы России.
Во Владивостоке, по разным данным, из чуть более 300 тыс. зарегистрированных автомобилей примерно 50-70% ездят на подержанной резине. При средней стоимости комплекта б/у шин в 5-8 тыс. руб. нетрудно подсчитать, что минимальная емкость рынка в денежном эквиваленте составляет 750 млн. руб. По оценкам экспертов, если учитывать, что изношенную резину меняют раз в год, ежегодные потери импортеров от инициативы минприроды в Приморском крае могут составить более 1 млрд. руб.
Проблемы продавцов мало волнуют покупателей. Сегодня для многих важнее цена: разница всего в 1 тыс. руб. за комплект часто играет решающую роль. Однако велика вероятность, что с запретом ввоза бэушных шин вырастет цена на аналогичную продукцию внутри России. Этому будет способствовать и новый техрегламент "О безопасности колесных транспортных средств".
Согласно техрегламенту, каждая установленная на транспортном средстве шина должна иметь отформованную маркировку российским знаком соответствия либо один из знаков соответствие европейскому или американскому стандарту безопасности. Буква "Е", обведенная в кружок с двумя цифрами, указывает, что шина проверена на соответствие европейскому стандарту, американский стандарт имеет обозначение DOT (Department of Transportation). Проблема в том, что даже на лучших шинах японского или корейского происхождения, произведенных для внутренних рынков этих стран, европейская или североамериканская маркировка присутствует не всегда.
"Все идет к тому, что с рынка исчезнет более-менее качественная резина по доступной цене, — считает Василий Скубко, директор компании Startrek. — Потеряет прежде всего потребитель, поскольку именно его лишат возможности выбора. В свою очередь на рынке теряется свободная конкуренция".
Если разработчики техрегламента и лоббисты запрета на ввоз бэушной авторезины надеялись освободить рынок для отечественных производителей, то они сильно ошиблись. Качество российских шин по-прежнему многими оценивается на "троечку".
Дмитрий Ганенко, ведущий менеджер компании "Гигант-шина": "Сегодня десятки заводов в Китае, Южной Корее, на Тайване производят автошины, постоянно улучшая качество своего производства. Сможет ли отечественный производитель конкурировать с ними? Сможет, если вообще запретить импорт автошин. Но для здоровой конкуренции отечественным производителям надо еще научиться делать качественный продукт, а на это потребуется время. К тому же удовлетворить весь спрос наши заводы вряд ли смогут, ведь они производят резину в основном для для "УАЗов", "Нив", "Лад" и т.д. А кто станет их использовать во Владивостоке, на Камчатке, в Магадане или на Сахалине? В сложных дорожных и климатических условиях российская автошина не выдерживает никакой критики. Она неконкурентоспособна, потому что, во-первых, делают ее из непонятно какого материала, который расслаивается и подвержен грыжам, а во-вторых — степень вулканизации у них ниже импортных. Не говоря уже о том, что отечественная продукция отвратительно балансируется. Есть, конечно, в России заводы Nokian и Michelin, но их вряд ли можно назвать чисто российскими, потому что продукция на них производится по иностранным технологиям. Объемы этих заводов пока не могут удовлетворить всего спроса, да и цена таких брэндов не сильно отличается от импортной продукции".
Алексей Лудин, директор компании "Везучее колесо": "Спрос в данный момент на автошины б/у и новые импортные в Приморском крае примерно одинаков. Российскую продукцию приобретают в основном предприятия и организации, эксплуатирующие российские автомобили. При этом, отсутствие достаточного количества производственных мощностей в России и ограниченность выпускаемых размеров в легковом сегменте, вряд ли позволят отечественным маркам занять освободившуюся нишу. Смысла вводить запрет на "бэушные" автошины нет, так как процент использования изношенной резины пока достаточно большой".
А Дмитрий Ганенко говорит, что старая резина и без запрета долго не проживет. Все больше потребителей предпочитают доплатить за качество и сервис в фирменном центре, чем рисковать, покупая резину на диком рынке. "Доля бывших в употреблении автошин во Владивостоке составляет 60-70%. Однако, если введут запрет, рынок изменится в лучшую сторону, — сказал Ганенко. — Дело в том, что на рынке сегодня представлено много шинных брэндов по довольно приемлемой цене. А в связи с кризисом, менять автомобили стали намного реже, поэтому резину начали покупать более качественную. Поэтому спрос на новые шины постоянно растет.
На мой взгляд, даже если не запретят ввоз, "бэушка" уйдет с рынка сама по себе. Если взять таможенные пошлины на новые и старые шины, то они одинаковы: 6,9 евро за колесо. Но закупочная цена новых шин азиатского производства составляет чуть больше $20 за резину, а нормальной бэушной — $11-15. Разница небольшая. При таких ценах лучше взять новую".
Василий Скубко: "Большинство игроков просто перейдут на новую резину. Ввозить будут в основном из Китая и Тайваня. Я только недавно вернулся из Китая, где побывал на 12 шинных заводах. На 10 из них стоит оборудование высочайшего класса, а качество продукции на выходе получается практически идеальное. Ежегодно в Поднебесной производится более 15 млн. шин. Большая часть из них направляется в Америку и Европу. Если введут запрет на ввоз "бэушных" шин, то, скорей всего, китайские шины потянутся и на отечественный рынок. Стоимость их, естественно, будет выше "бэушных". На сколько? Будет зависеть от таможенной политики государства".