Сотрудники и преподаватели Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) провели исследование о влиянии цифровой трансформации университета на сохранение качества образования в период коронавирусной инфекции. Эксперты поделились собственный опытом и разработали пул рекомендаций, как перейти в онлайн без потери качества обучения и сохранить сложные форматы коммуникаций между студентами и преподавателями, сообщили ИА PrimaMedia в пресс-службе ДВФУ.
"ДВФУ удалось выстроить эффективную систему дистанционного взаимодействия между студентами, преподавателями и сотрудниками, а переход на электронный формат занял всего 3 дня. Добиться таких результатов позволила, прежде всего, цифровая трансформация университета, начатая еще в 2016 году. Кроме того, слаженная работа всех структур университета сохранила сложные форматы коммуникаций в образовательном процессе", — отметили эксперты ДВФУ.
Переход ДВФУ на дистанционное обучение в связи с распространением коронавирусной инфекции в 2020 году позволил собрать учебные материалы в единой онлайн-платформе MS Teams. Кроме того, университет сделал следующий важный шаг — организовал госэкзамены в электронном виде в учебных классах платформы с использованием системы прокторинга.
Сотрудники и преподаватели вуза проанализировали основные вызовы онлайн-образования и разработали рекомендации, которые помогут другим университетам повысить качество дистанционного обучения:
- мотивирование студентов. В онлайн-обучении эксперты рекомендуют использовать современные цифровые технологии, внедрять в процесс элементы искусственного интеллекта и виртуальной реальности. Это поможет повысить интерес и мотивацию к учебе у студентов;
- создание единой методики дистанционного образования. Из-за отсутствия единой образовательной практики и методики преподаватели вынуждены "изобретать на ходу" эффективные педагогические приемы или заимствовать их у бизнес-тренеров. Разработка единой методики позволит выработать качественную отработку онлайн-преподавания;
- использование инструментов оценки качества образования. С переходом на онлайн-обучение некоторые учащиеся стараются обхитрить экзаменационную комиссию. Поэтому важно использовать практику прокторинга, которая позволит объективно оценить знания студента и исключить шпаргалки;
- сохранение сложных форматов коммуникаций. Переход на онлайн-обучение в том числе неизбежно приводит к снижению плотности коммуникаций и ограничению возможностей для самореализации студентов. В связи с этим, необходимо поддерживать и поощрять коммуникации между студентами и преподавателями, даже в онлайн-формате, к примеру, студенческие объединения, кружки и прочее.
При этом эксперты отмечают, что "живое общение" преподавателя и студента полностью перевести в цифру нельзя, но и пренебрегать онлайн-обучением также не стоит. Учитывая наши нынешние реалии, необходимо применять смешанный формат обучения.
Цифровая трансформация всех сфер жизнедеятельности — одна из основных задач, поставленных Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным на ближайшее десятилетие. Дальневосточному федеральному университету удалось добиться цифровизации значительного объема процессов в вузе, что позволило успешно перевести большинство учебных процессов в цифровую среду в апреле 2020 года. Одним из самых важных этапов стала цифровизация образовательных процессов, позволившая сосредоточить на единой платформе всю необходимую информацию о работе профессорско-преподавательского состава и учебной нагрузке.