ВЛАДИВОСТОК, 15 февраля, PrimaMedia. Крупнейшие ритейлеры бытовой и электронной техники, представленные на рынке Приморского края, уверяют: 2009 год запомнился им не только падением продаж, но и определенными экономическими уроками. Подтянуть (а где-то и обрубить) "хвосты", скорректировать модельные ряды, ценовую политику – этим пришлось заниматься торговцам техникой.
В кредит перед кризисом продавалось около половины всей техники, и, естественно, кризис, лихорадивший банковскую систему, не мог не сказаться на ритейлерах.
Супервайзер компании "Эльдорадо" Алексей Гиря подтверждает, что в кризис падение продаж техники в кредит "было, конечно, заметным, но в новом году уже наблюдается оживление торговли – хорошо покупают как в кредит, так и сразу".
Руководитель отдела управления товаром сети магазинов "Домотехника" Олег Косенко считает, что "основные негативные тенденции реализовались в основном в первом полугодии 2009, когда не только потребители с опаской смотрели на кредитные продукты, но и банки искусственно ограничивали размер кредитного портфеля. Зато второе полугодие прошло под влиянием позитивных настроений потребителя, и этот позитив был поддержан ведущими банками".
В условиях дефицита доступных финансовых ресурсов продавцам пришлось пересматривать ассортиментную политику.
Директор департамента маркетинга и рекламы ООО "В-Лазер" Валерий Жилин признает: наблюдается небольшой сдвиг в более дешёвый сегмент: "Однако, он незначительный, в пределах статистической погрешности. Нами были пересмотрены товарные линейки, и мы отказались от закупа тех товаров, которые не были оценены покупателем". "В кризис модельный ряд в магазинах "Эльдорадо" значительно сократился, - говорит Гиря, - но в настоящее время увеличивается".
"В первом квартале и частично во втором нами были перенесены акценты на дешевый и средний ценовые сегменты, с угнетением сегмента более дорогих товаров. Ряд товарных групп в плане широты ассортимента подвергся сужению в пиковый период. С укреплением позитивных настроений населения, во втором полугодии к высоким ценовым сегментам начал восстанавливаться интерес, - утверждает Олег Косенко, - Притом, кризис явился поводом для более аккуратного выстраивания модельных рядов". То есть, подтверждается расхожая истина о том, что кризис является не только упадком, но и стимулом к восхождению.
Ритейлеры уверяют, что в кризис их отношения с производителями подверглись проверке на прочность, но никому разочароваться не пришлось.
Валерий Жилин: "Все осталось по-прежнему. Но некоторые поставщики готовы войти в положение ритейлеров и увеличить отсрочки платежей". Олег Косенко относится к проблеме взаимодействия с производителями по-философски: "Поговорка "Друг познается в беде", актуальна и применима к деловым партнерам и кризисной ситуации на рынке. Специфика крупного регионального ритейлера такова, что мы работаем в основном с крупнейшими брендами и дистрибьюторами, руководимыми опытными и грамотными менеджерами. Поэтому существенных изменений условий в отношении нашей компании не происходило, наблюдались даже некоторые улучшения лояльности поставщиков. Ряд товарных позиций был в кризис жестко привязан к курсам валют - это, наверное, основное изменение в политике производителей, да и она коснулось, в основном, поставок наиболее динамичных по цене цифровых товаров".
Корр. PrimaMedia поинтересовался, в какой срок после появления на мировом рынке в наших маркетах можно приобрести технические новинки. Сроки оказались чуть разные.
По словам супервайзера "Эльдорадо" Алексея Гири, "если мы не говорим о каких-то модных гаджетах, а именно бытовой технике, для приморских покупателей новинки доступны в нашей сети не позднее, чем через 3-4 месяца после появления рекламы этой продукции на центральных телеканалах". Директор департамента "В-Лазер" говорит: "Обычно, как только новинки появляются на московских складах или в товарных номенклатурах, сразу же происходит их закуп. Но из-за большого логистического плеча, приходится ждать 1-2 месяца до появления их на прилавке. Это время в пути, "растаможка", оформление необходимых документов." Олег Косенко считает, что "Дальний Восток России избалован близостью азиатских развитых рынков и потому требования к обновлению и темпам появления новинок наш покупатель диктует весьма высокие. Уже спустя 2-5 недель после появления на складах поставщиков в европейской России с новинкой уже можно познакомиться в магазинах "Домотехника". При этом, ряд инновационных продуктов появляется у нас раньше всех других дальневосточных ритейлеров (в 2009-м году это были: 3D-ноутбуки ACER, LED телевизоры SHARP, холодильники премиум-класса Hitachi, роботы-пылесосы Kercher, медиа-плееры Full HD WD и BBK, индукционные печи Electrolux, коммуникаторы HTC HD2 и др.)
По какой из товарных групп наблюдается в последнее время наибольший рост продаж, поинтересовались мы у ритейлеров?
Алексей Гиря отмечает, что в "Эльдорадо" спрос вырос на крупную бытовую технику, допустим, стиральные машины, на телевизоры, Hi-Fi, компьютеры. Валерий Жилин считает, что "самый перспективный сегмент - это LCD телевизоры, так как сейчас происходит их массовое обновление. Это связано со сменой технологии, люди предпочитают менять свои CRT телевизоры (с трубкой) на новые, жидкокристаллические". Олег Косенко преподносит масштабное видение вопроса: "2009 год был годом цифровой техники – этим все сказано. В период, когда крупногабаритные покупки не входят в планы большинства потребителей (падение темпов ввода нового жилья, серьезное ухудшение условий по ипотечному кредитованию), техника, которую можно позволить себе даже проживая в съемной квартире – на подъеме".
Любопытство PrimaMedia вызвали частные проблемы сетей. Валерий Жилин получил следующий вопрос: "В-Лазер" уникален тем, что у компании существует собственная производственная база. Каковы перспективы развития торговой марки "Океан"? Не планируется ли расширение сотрудничества с иностранными лейблами?" Директор департамента ответил, как истинный маркетолог: "Завод "Океан" один из немногих производственных комплексов, который уцелел в России. Помимо того, что он собирает технику таких известных марок как LG и Daewoo, 2 года назад был запущен в производство холодильник, разработанный специалистами завода с учётом пожеланий российских хозяек. Новый "Океан" уже завоевал признание покупателей не только на Дальнем Востоке, но и в западной части России. В этом году мы планируем дальше укреплять занятые позиции".
У Алексея Гири мы поинтересовались, чем обусловлена широкая представленность газовых плит в приморских магазинах "Эльдорадо" - ведь в Приморском крае пока нет газопроводов? Быть может, Москва не учитывает специфику региона? Гиря заверил, что как раз то и учитывает: "Компания "Эльдорадо" изучила информацию о том, что в скором времени Приморье газифицируется, и решила сработать на опережение".