Владивостокский морской торговый порт, став лидером среди российских портов по контейнерообороту в 2020 году, сохраняет первенство и в этом году. Впереди новые достижения: ВМТП выбран базовым портом Северного морского пути. Как будет развиваться крупнейший универсальный порт Дальнего Востока и что это означает для Владивостока и всего региона — в интервью ИА PrimaMedia с первым заместителем генерального директора ПАО "ВМТП" Валерием Прокопчуком.
— Валерий Иосифович, в этом году ВМТП празднует 124-летие. Отличный повод поговорить о достижениях предприятия! Расскажите об успехах порта за последний год.
— В первую очередь я хочу поздравить портовиков с праздником. Ведь главная заслуга нашего порта — это люди, благодаря которым ВМТП растет, развивается и ставит новые рекорды, которыми мы, безусловно, гордимся. По итогам 2020 года ВМТП занял первое место в России по объемам контейнерной перевалки, обработав 672 тысячи TEU. В текущем году порт сохраняет лидирующие позиции в стране. За девять месяцев портовики обработали 558 281 TEU, рост контейнерооборота составил 14%. Мы так же являемся крупнейшим стивидором Дальнего Востока, в этом году планируем обработать 13 млн тонн грузов.

Валерий Прокопчук. Фото: Фото: предоставлено ВМТП
— А что порт ждет в будущем? Какие планы развития у ВМТП на ближайшие годы?
— Наше основное направление деятельности — это контейнерные перевозки, которые составляют более 50% всего грузооборота порта. Контейнерооборот через порты ДВ стабильно растет, и поэтому мы регулярно наращиваем производственные мощности, закупаем специализированную технику. У порта обширная программа модернизации. Только за последние 5 лет было закуплено более 100 единиц техники: это и краны грузоподъемностью свыше 100 тонн, и тягачи, и погрузчики, и ричстакеры. Мы продолжим развивать контейнерное направление. Конечно, работы предстоит еще много — многое нужно будет закупить и построить, ведь объемы грузооборота в ближайшие годы вырастут в разы.
- Во время ВЭФ стало известно, что ВМТП становится транспортно-логистическим узлом для Севморпути. Что это значит для порта?
— Для нашего порта это, безусловно, важный шаг, который даст толчок для развития всей инфраструктуры. К 2025 году будет построен новый глубоководный причал, мощности по обработке контейнерных грузов увеличатся в 2 раза. А это подразумевает и развитие производственных площадей, и закупки новой техники, и внедрение информационных технологий. Уверен, что сейчас ВМТП открывает новую страницу истории.
— Масштабные планы! Как отразится стройка глубоководного причала и увеличение мощностей порта на жителях Владивостока?
— Уверен, что исключительно позитивно. Объемы производства ВМТП возрастут, что повлечет за собой создание новых рабочих мест, рост налоговых отчислений в бюджет края. В прошлом году мы заплатили порядка 3 млрд рублей налогов, и эти цифры будут только расти.
К тому же, осознавая социальную ответственность перед горожанами, ВМТП будет соблюдать все экологические нормы при проведении строительных работ. На текущий момент наша приоритетная задача — реализация в ВМТП концепции "зеленого порта". Контейнеры — наиболее чистый груз, он не пылит, он безопасен, а перевалка его технологична, поэтому мы развиваемся именно в этом направлении. В порту установлены датчики — анализаторы воздуха на производственной площадке и на границе с жилой застройкой, сейчас закупили автоматическую систему оценки шума, которую установим в порту до конца осени. Всю актуальную информацию о замерах воздуха, состоянии воды у причальной стенки наши экологи регулярно публикуют на сайте ВМТП.

ВМТП. Фото: Фото: предоставлено ВМТП
— Это очень ценно, что Торговый порт не забывает о своей ответственности перед горожанами. Что насчет социальной программы, какие дальнейшие планы?
— Мы продолжим поддерживать медицинские и образовательные учреждения, детские дома, заниматься благотворительностью. К нашим подшефным учреждениям относятся Краевой детский онко-гематологический центр, дома-интернаты в Монастырище и Ярославском, 6 и 39 школы на Эгершельде, Дом детства и юношества им.Крыгина.
К первому сентября мы отремонтировали учебный класс Школы №6. В этом году перечислим 3,7 млн рублей областным и краевым больницам, в том числе Приморской краевой клинической больнице №1, госпиталю для ветеранов войн и Артемовской городской больнице №1.
Кроме того, мы активно занялись благоустройством Эгершельда: сейчас строим уже вторую детскую спортивную площадку. Первую на Морозова 5 открыли в июле, вторую на Саратовской 10 откроем до конца осени. На прошлой неделе совместно с мэрией и жителями района осуществили высадку деревьев в сквере Героев-Даманцев.

ВМТП. Фото: Фото: предоставлено ВМТП
— Здорово! Как обстоят дела в порту со современными технологиями? Получается ли внедрять "цифру" в производство?
— Да, в этом плане порт развивается очень стремительно, и здесь нам действительно есть чем гордиться. Мы внедрили информационную систему учета грузов на Контейнерном и Универсальном терминалах, полностью ушли от использования бумажного документооборота докерами и тальманами, переходим на электронный документооборот с таможней и госорганами, открыли единый диспетчерский центр для более оперативного взаимодействия с РЖД, запустили приложение "Порт в кармане" для удаленного взаимодействия с клиентами. В ближайшее время откроем центр управления контейнерным терминалом, который будет полностью базироваться на информационных технологиях и системе "цифровой двойник". Мы в порту уверены, что за технологиями будущее. Современный, технологичный "зеленый" контейнерный порт — то, что нужно жителям Владивостока.