Некоторые эксперты полагают, что если такая тенденция сохранится, то российские поставщики могут потеснить ближневосточных на азиатском рынке. С декабря, когда начались поставки по трубопроводу ВСТО, потребители стали проявлять повышенный интерес к российской нефти. По данным источников Reuters, такие крупные переработчики сырья, как японское подразделение ExxonMobil и южнокорейские GS Caltex и SK Energy, скупили половину всех январских поставок. Причем, как полагают эксперты, это далеко не предел, и если интерес к российским предложениям проявит Китай, то проблемы со спросом могут возникнуть у продавцов, предлагающих нефть того же качества, что и "Сургутнефтегаз", ТНК-ВР и "Роснефть". В частности, речь идет об одном из крупнейших поставщиков Омана.
В феврале 2010 года через конечную точку ВСТО планируется экспортировать второй миллион нефти в страны АТР. Один из первых продавцов — НК "Роснефть" — провела тендер на отгрузку шести 100-тысячных партий нефти с 8 февраля по 2 марта. Победителями стали дочерняя компания японской Mitsubishi — Petro Diamond, малазийская Petronas и международные трейдеры Vitol и Crudex.
Комментируя преимущества спецморнефтепорта в Приморье, начальник отдела инвестиционного анализа УК "Универ" Дмитрий Александров отметил, что "удобное транспортное плечо позволяет избежать проблем, связанных со штормами во время длительной транспортировки по морю и загруженностью проливов". В общей сложности предприятие, запущенное в конце декабря 2009 года премьер-министром Владимиром Путиным, за 2010 год должно отгрузить 15 млн тонн. По словам вице-президента ОАО АК "Транснефть" Михаила Баркова, это значит, что ежемесячно из порта Козьмино необходимо отправлять по 1 млн 200 тысяч тонн. Чтобы успевать отгружать нефть по графику, каждый месяц из конечной точки ВСТО должны отправляться либо двенадцать 100-тысячных, либо восемь 150-тысячных танкеров, уточнил Михаил Барков.
Уже сейчас наблюдается отставание от графика, наверстать которое будет сложно, считают эксперты. Г-н Александров также заметил, что российское сырье не сможет заменить ближневосточное. "Даже если объем поставок будет резко увеличен, удастся занять не более 10–11 % дальневосточного рынка. Проектная мощность ВСТО — 30 млн тонн. Даже с учетом возможного увеличения прокачки до 80 млн тонн никого вытеснить не удастся, поскольку совокупный объем потребления Кореи (110 млн тонн), Японии (240 млн) и Китая (400 млн) составляет около 750 млн тонн нефти в год", — пояснил эксперт. Более того, в пятилетней перспективе потребление нефти в регионе достигнет, по прогнозам аналитиков, 890 млн тонн (в основном за счет роста спроса со стороны Поднебесной), и доля российских поставщиков может даже сократиться. Впрочем, это уже будет зависеть от интенсивности освоения новых месторождений в нашей стране.