"Нам надоели мелкие кооперативы, шабашники, с которых потом нечего спросить. Авансы вернуть не могут, работу качественно сделать не могут", - кипятился в октябре, за два месяца до сдачи ВСТО-1 президент "Транснефти" Николай Токарев. Он заверял, что продолжать стройку будут три-четыре крупных организации.
Тендеры по ВСТО-2 "Транснефть" объявила в конце года (см. врез), а в пятницу назвала победителей: "Стройтрансгаз", "Стройновация","Межрегионтрубопроводстрой" и "Стройгазконсалтинг". Их перечислил "Интерфакс" со ссылкой на пресс-секретаря "Транснефти" Игоря Демина.
Каждый из 2046 километров линейной части ВСТО-2, по словам Демина, будет стоить 28,8 млн руб. Выходит, вся труба обойдется в 58,9 млрд руб. Общая оценка ВСТО-2 — около 350 млрд руб. Столько же, или почти 127 млн руб. за 1 км, стоила ВСТО-1 (без учета терминала в Сковородино и порта Козьмино).
"Сравнивать две очереди нельзя: в цену ВСТО-1, кроме трубы, включены другие объекты, к примеру нефтеперекачивающие станции (НПС)", - говорит аналитик Банка Москвы Денис Борисов.
Что вошло в лоты победителей, "Транснефть" не раскрыла. Но если брать только километраж, то самый большой кусок трубы достался "Стройновации": она объявляла, что претендует на 514 км по территории Амурской области. Речь в заявке шла только о строительстве трубопровода, тендеры на сооружение НПС еще не проводились, уточнил вице-президент "Суммы капитал" Иван Мостович. Если брать цену, названную Деминым, контракт "Стройновации" может стоить около 14,8 млрд руб. Мостович это не комментирует: компания еще не получила уведомления о победе.
"Стройновация" входит в группу "Сумма капитал" одного из самых закрытых российских бизнесменов — Зиявудина Магомедова. Работать с "Транснефтью" группа начала, когда монополию еще возглавлял Семен Вайншток: она участвовала в строительстве порта Приморск, заказчиком которого была"Транснефть", и в итоге стала совладельцем "Приморского торгового порта" (оператор причальной зоны нефтеналивного терминала) и еще ряда компаний, предоставляющих услуги в порту. Смена власти в "Транснефти" бизнесу Магомедова, похоже, не повредила: при Токареве "Стройновация" получила подряды на несколько участков БТС-2 и ВСТО-1.
"Один из крупнейших подрядчиков "Газпрома" — "Стройгазконсалтинг" претендовал на участок ВСТО-2 в 415 км", - говорит близкий к подрядчику источник. - До прошлого февраля 10% "Стройгазконсалтинга" принадлежало Ольге Григорьевой, дочери покойного руководителя Росрезерва Александра Григорьева, друга премьера Владимира Путина. Но теперь в числе владельцев фирмы только ее основатель Зияд Манасир и четыре топ-менеджера. Сейчас"Стройгазконсалтинг" строит для "Газпрома" участок газопровода Сахалин — Хабаровск — Владивосток. Участок ВСТО-2, который получила фирма, пройдет рядом с этой трубой, так что у компании в регионе уже сосредоточена и техника, и персонал".
Новый председатель правления "Стройтрансгаза" Александр Рязанов в интервью "Ведомостям" не скрывал, что его компания тоже очень рассчитывает поучаствовать в строительстве ВСТО-2. "Хотя отношения с "Транснефтью" у подрядчика не всегда были безоблачными. К моменту смены руководства"Стройтрансгаза" ситуация была критической, пик негативного отношения со стороны основных заказчиков, включая "Транснефть", - описывал Рязанов.
По его мнению, ВСТО — это объект очень важный, у него жесткий график. И если это все под большим сомнением, под срывом, то, конечно, это нервирует заказчика.
"Стройтрансгаз" подавал заявку на строительство 197 км от Сковородино, говорит близкий к его руководству человек. Представитель компании от комментариев отказался.
Связаться с "Межрегионтрубопроводстроем" не удалось. По данным ЕГРЮЛ, бенефициары фирмы — три физлица, в том числе гендиректор Валерий Коликов. "Это крупный подрядчик, работает на рынке уже около 10 лет, его владельцы — выходцы из нефтегазовой отрасли", - говорит менеджер одной из строительных компаний. Фирма специализируется на строительстве трубопроводов и подводных переходов: участвовала в проектах на Сахалине, перестраивала для "Транснефти" переход нефтепровода "Дружба" через Волгу. В оставшихся лотах, которые могли достаться ей, это строительство подводного перехода через Амур (30 км) и расширение мощности Козьмино.