Большинство новых объектов, строительство которых ФСК намерена начать в этом году на Дальнем Востоке, связано с тремя принципиальными для государства задачами: проведением в 2012 году во Владивостоке саммита АТЭС, стабильным обеспечением электроэнергией магистрального нефтепровода Восточная Сибирь–Тихий океан (ВСТО) и созданием условий для полноценного транзита российской электроэнергии в Китай. При этом, естественно, повышается и надежность электроснабжения территорий Хабаровского и Приморского краев, Амурской области, Еврейской автономной области и юга Республики Саха (Якутия) – на этой территории общей площадью около 2 млн кв. км проживает 4,8 млн человек.
Так, в этом году в Приморском крае начнется строительство магистральной подстанции 500 кВ "Лозовая" мощностью 501 МВА. Аналогичная подстанция – "Владивосток" – была введена ФСК в эксплуатацию в прошлом году. Обе подстанции к 2012 году станут составной частью магистрального энергетического кольца 500 кВ Дальневосточная–Владивосток–Лозовая–Чугуевка протяженностью 467 км. Это позволит обеспечить стабильное энергоснабжение конечной точки ВСТО – нефтеналивного порта в бухте Козьмино, а также позволит ликвидировать дефицит мощности в южной части Дальневосточной энергосистемы и обеспечить функциональную надежность сетей 220 кВ в Приморском крае. Ориентировочная стоимость того "кольца" – 12,6 млрд рублей.
Во втором квартале этого года в Якутии ФСК намерена завершить строительство второй цепи линии электропередачи 220 кВ Нерюнгринская ГРЭС–Нижний Куранах протяженностью 275 км, начало которой было положено в 2009 году. Это поможет повысить надежность энергоснабжения расположенной неподалеку нефтеперекачивающей станции ВСТО и потребителей Нерюнгринского и Алданского районов Якутии, в том числе крупных золотодобывающих предприятий республики. Проект стоит 4,8 млрд рублей.
Под "саммит АТЭС" многочисленные сетевые стройки напряжением класса 220 кВ в этом году развернутся во Владивостоке и его окрестностях. Так, начнется строительство новых подстанций – "Патрокл" и "Русская" (каждая мощностью по 126 МВА), линии электропередачи Зеленый угол–Русская протяженностью 18 км, включая кабельный переход через пролив Босфор Восточный, а также подстанции "Зеленый угол". Не обойден вниманием и аэропорт Владивостока – для него в марте 2010 года начнется строительство подстанции 220 кВ "Аэропорт" мощностью 50 МВА. Параллельно этим стройкам ФСК намерена продолжить реконструкцию пяти подстанций 220 кВ – трех в Приморском крае и по одной в Хабаровском крае и Амурской области.
Там же, в Амурской области, в этом году развернутся еще две масштабные стройки ФСК – линия электропередачи 220 Ключевая–Магдагачи, призванная повысить надежность электроснабжения потребителей западной части Амурской области и линия 500 кВ Амурская–Государственная граница. О последней стоит сказать чуть более подробно. Через Восточную энергетическую компанию (ВЭК, "дочка" государственного энергохолдинга "Интер РАО") Россия по существующим сетям уже поставила в Китай в прошлом году почти 1 млрд кВт/ч электроэнергии. Согласно межправительственным договоренностям, подтвержденным в ходе осенней встречи премьер-министра России Владимира Путина с главой Государственного совета КНР Вэнем Цзябао, к 2020 году транзит электроэнергии в Китай должен возрасти в 60 (!) раз – до 60 млрд кВт/ч. Под эти договоренности китайцы на "своей" стороне уже построили вставку постоянного тока (ВПТ) 750 МВт (преобразовательной подстанции для преобразования переменного тока в постоянный и обратно) и новую линию электропередачи напряжением 500 кВ от ВПТ до подстанции Суйхэ (район Харбина).
Для России увеличение экспорта электроэнергии в Китай, помимо денежной составляющей, означает выход на полную нагрузку Бурейской и Зейской гидроэлектростанций (принадлежат госэнергохолдингу "Русгидро") совокупной мощностью свыше 3 ГВт, постройку еще двух ГЭС в этом регионе – Нижнебурейской и Нижнезейской, развитие тепловой энергетики на Дальнем Востоке, и, естественно, увеличение политического влияния на Китай. Более того, в конце прошлого года ВЭК сообщила, что рассматривает возможность строительства ЛЭП-500 из России в Южную Корею. По сообщению компании, техзадание на разработку ТЭО строительства ЛЭП уже передано на согласование специалистам Корейской электроэнергетической корпорации (Korea Electric Power Corporation, KEPCO).
Экономическая целесообразность взаимных поставок электроэнергии между Россией и Южной Кореей уже подтверждена исследованиями, которые провели российские и южнокорейские специалисты в рамках программы NEAREST (эта программа предполагает последовательную интеграцию энергосистем стран Северо-Восточной Азии в единое энергетическое пространство с целью повышения надежности электроснабжения потребителей за счет трансграничного обмена энергией и мощностью). Дело за технической возможностью и согласием Корейской Народно-Демократической Республики (КНДР) на пропуск ЛЭП-500 из Приморского края до Сеула по своей территории.