ВЛАДИВОСТОК, 15 января, PrimaMedia. Кризисное падение российского автомобильного рынка в 2009 году стало рекордным по сравнению со всем остальным миром. По итогам прошлого года, как отметили вчера представители Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи упали почти на 50% – с 3 млн. до 1,46 млн. автомашин, причем в наступившем году ситуация если и улучшится, то незначительно. Продажи вырастут – в лучшем случае до 1,5 млн. машин. Эксперты считают, что докризисного уровня объем продаж может достигнуть лишь через 5–6 лет, и то при условии, что власти продолжат стимулировать спрос, пишут в "Независимой газете".
"Продажи автомобилей в РФ в 2009 году упали на 49% по сравнению с 2008 годом, до 1,466 миллиона машин", – сообщил вчера вице-председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Мартин Ян. Между тем, по его словам, в мире некоторые страны по этому показателю росли, даже несмотря на кризис, который больнее всего ударил именно по авторынкам. В частности, росли продажи машин в Германии, Франции, Китае и в Индии. В других странах отмечалось снижение продаж, которое составило от 5 до 15%, но только Россия упала столь сильно – почти вдвое. "Причины падения – повышение импортных пошлин, высокие процентные ставки по кредитам и девальвация рубля, – пояснил Ян. – К тому же меры государственной поддержки оказались недостаточно эффективными.
Программа по субсидированию кредитов заработала позднее, чем ожидалось. С ее помощью было продано менее 70 тысяч автомобилей, что не могло существенно повлиять на рынок. Кроме того, мы считаем – и доводили свое мнение до представителей российских властей, что введение пошлин на импорт – мера в долгосрочной перспективе неэффективная и недейственная".
"Однако небольшое улучшение показателей декабрьских продаж, снизившихся только на 38% по сравнению с общим падением за год на 49%, вселяет некоторый оптимизм", – считает глава комитета автопроизводителей Дэвид Томас. Впрочем, как считает Мартин Ян, это улучшение, которое наблюдалось в четвертом квартале 2009 года, объясняется лишь тем, что данные аналогичного периода 2008 года уже были кризисными. "Сейчас ситуация стабилизировалась, и в 2010 году будет небольшой рост, и то только во второй половине года, – заявил он. – АЕБ ожидает, что в 2010 году продажи автомобилей в России составят 1,5 миллиона штук. Но даже этот оптимистичный прогноз сделан в расчете на то, что меры господдержки – такие как льготное кредитование и премии по утилизации – окажутся достаточно эффективными. Кроме того, ситуация будет зависеть от доступности финансирования как дилеров, так и потребителей".
Между тем самой продаваемой маркой автомобиля по итогам 2009 года, несмотря на 44-процентное падение показателей, стала Lada – 349,5 тыс. реализованных автомобилей, за ней следует Chevrolet – 104,4 тыс. штук – минус 56%. Третьей по популярности стала американская марка Ford – 82 тыс. проданных автомобилей, что также на 56% меньше, чем в 2008 году. Следом расположились корейская Hyundai – 74,6 тыс. (минус 61%) и французская Renault – 72,3 тыс. автомобилей (минус 33%), (см. таблицу).
Как отметил в беседе с "НГ" аналитик компании "БрокерКредитСервис" Севастьян Козицын, сегодня хочется быть оптимистом, тем более на фоне недавних заявлений руководства АвтоВАЗа, который объявил о возможном росте производства на 50%. "Если это произойдет, то к 1,5 миллиона автомобилей можно будет прибавить еще 100 тысяч, – считает эксперт. – Но этот показатель станет планкой, на которой рынок будет топтаться еще в течение как минимум двух лет. Так что, вероятно, рост начнется лишь в 2012 году. А выйти на уровень продаж 2008 года удастся по пессимистичным прогнозам лет через шесть, а по оптимистичным – через пять лет".
По мнению Козицына, даже несмотря на рост продаж, отмеченный в некоторых странах, это произошло благодаря программам государственного стимулирования. Тогда как компании-производители по-прежнему находятся в очень сложном финансовом положении. Когда и на каком уровне восстановится мировой, а вслед за ним и российский спрос – сказать пока сложно.
"В России программа утилизации даст прибавку к продажам около 100 тысяч машин, – подсчитывает Козицын. – Дело в том, что для регионов это вполне привлекательная схема – сдать старую машину и купить новую со скидкой в 50 тысяч рублей. Программа хорошая, но остаются вопросы по механизмам ее реализации. Например, кто будет забирать этот старый автохлам. Посмотрим, как все пойдет на практике".
Тем не менее, по его словам, в любом случае, это дешевле, чем субсидировать отечественных производителей. "Напомню, что суммарная помощь отечественному автопрому достигает 150 миллиардов рублей, тогда как стоимость программы по утилизации – около 10–15 миллиардов рублей, – заключает аналитик. – Но эта мера хороша в совокупности с другими – с продолжением программы по субсидированию автокредитования и другими способами поддержки спроса. Без мер стимулирования конечного потребителя рынок не выживет", – считает Козицын.
15 наиболее продаваемых моделей легковых автомобилей в России в 2009 году |
||||||
|
Модель |
Марка |
2009, штук |
К 2008, % |
Декабрь 2009 |
К декабрю 2008,% |
1 |
Priora |
LADA |
99 473 |
–22 |
8230 |
–5 |
2 |
Samara |
LADA |
90 428 |
–46 |
6849 |
–24 |
3 |
2105/2107 |
LADA |
67 216 |
–60 |
4843 |
–45 |
4 |
Kalina |
LADA |
60 746 |
–35 |
4590 |
–38 |
5 |
Logan |
RENAULT |
53 869 |
–27 |
5143 |
–2 |
6 |
Focus |
FORD |
52 108 |
–44 |
4617 |
–55 |
7 |
Lacetti |
CHEVROLET |
29 362 |
–64 |
2834 |
–58 |
8 |
Nexia |
DAEWOO |
28 233 |
–44 |
2715 |
48 |
9 |
4x4 |
LADA |
26 726 |
10 |
3161 |
52 |
10 |
Niva |
CHEVROLET |
24 520 |
–48 |
2593 |
–18 |
11 |
Matiz |
DAEWOO |
23 181 |
–48 |
1736 |
14 |
12 |
Lanos |
CHEVROLET |
23 170 |
–53 |
1155 |
–76 |
13 |
Astra |
OPEL |
18 952 |
–55 |
1066 |
–68 |
14 |
Cee'd |
KIA |
18 943 |
–24 |
1945 |
8 |
15 |
Getz |
HYUNDAI |
18 560 |
–51 |
1092 |
–44 |
ВСЕГО |
|
|
1 465 917 |
–49 |
128 132 |
–38 |
Источник: данные Ассоциации европейского бизнеса (включают как импортированные, так и местно произведенные автомобили). |