Польза и вред. Печень
14:20
Выборы исполнительной и законодательной власти Камчатки в 2003-2004 годах
9 июня, 11:00
Камчатка 9 июня: история Усть-Камчатского порта
9 июня, 08:50
Вахта Победы: Телефонист-фронтовик из Забайкалья проложил 12,5 км провода за 12 минут
8 июня, 21:00
Польза и вред. Огурцы
8 июня, 14:20
Десант снаряжала вся Камчатка: из истории Курильской десантной операции
8 июня, 11:00
Камчатка 8 июня: Российско-Американская компания и новые заказники
8 июня, 08:50
Камчатка 7 июня: места отдыха горожан и день рождения тренера Каталагина
7 июня, 08:50
Польза и вред. Куриное мясо
6 июня, 14:20
Камчатка 6 июня: плавание вокруг мыса Лопатка и "Чертёж Камчадальского носу"
6 июня, 08:50
Камчатка 5 июня: исследователь Камчатки Владимир Тюшов и День эколога
5 июня, 08:50
Что не стоит делать 5 июня в день Левона Огуречника, чтобы не было проблем с деньгами
5 июня, 07:00
Польза и вред. Авокадо
4 июня, 14:20
Камчатка 4 июня: создание Акционерного Камчатского общества
4 июня, 08:50
Камчатка 3 июня: "Скаска" Владимира Атласова и оползень в Долине гейзеров
3 июня, 08:50

Российский автопром упал и не отжался

Докризисный уровень продаж автомобилей Россия восстановит только через 5–6 лет
15 января 2010, 17:30 Бизнес #Автомобили

ВЛАДИВОСТОК, 15 января, PrimaMedia. Кризисное падение российского автомобильного рынка в 2009 году стало рекордным по сравнению со всем остальным миром. По итогам прошлого года, как отметили вчера представители Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи упали почти на 50% – с 3 млн. до 1,46 млн. автомашин, причем в наступившем году ситуация если и улучшится, то незначительно. Продажи вырастут – в лучшем случае до 1,5 млн. машин. Эксперты считают, что докризисного уровня объем продаж может достигнуть лишь через 5–6 лет, и то при условии, что власти продолжат стимулировать спрос, пишут в "Независимой газете".

"Продажи автомобилей в РФ в 2009 году упали на 49% по сравнению с 2008 годом, до 1,466 миллиона машин", – сообщил вчера вице-председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Мартин Ян. Между тем, по его словам, в мире некоторые страны по этому показателю росли, даже несмотря на кризис, который больнее всего ударил именно по авторынкам. В частности, росли продажи машин в Германии, Франции, Китае и в Индии. В других странах отмечалось снижение продаж, которое составило от 5 до 15%, но только Россия упала столь сильно – почти вдвое. "Причины падения – повышение импортных пошлин, высокие процентные ставки по кредитам и девальвация рубля, – пояснил Ян. – К тому же меры государственной поддержки оказались недостаточно эффективными.

Программа по субсидированию кредитов заработала позднее, чем ожидалось. С ее помощью было продано менее 70 тысяч автомобилей, что не могло существенно повлиять на рынок. Кроме того, мы считаем – и доводили свое мнение до представителей российских властей, что введение пошлин на импорт – мера в долгосрочной перспективе неэффективная и недейственная".

"Однако небольшое улучшение показателей декабрьских продаж, снизившихся только на 38% по сравнению с общим падением за год на 49%, вселяет некоторый оптимизм", – считает глава комитета автопроизводителей Дэвид Томас. Впрочем, как считает Мартин Ян, это улучшение, которое наблюдалось в четвертом квартале 2009 года, объясняется лишь тем, что данные аналогичного периода 2008 года уже были кризисными. "Сейчас ситуация стабилизировалась, и в 2010 году будет небольшой рост, и то только во второй половине года, – заявил он. – АЕБ ожидает, что в 2010 году продажи автомобилей в России составят 1,5 миллиона штук. Но даже этот оптимистичный прогноз сделан в расчете на то, что меры господдержки – такие как льготное кредитование и премии по утилизации – окажутся достаточно эффективными. Кроме того, ситуация будет зависеть от доступности финансирования как дилеров, так и потребителей".

Между тем самой продаваемой маркой автомобиля по итогам 2009 года, несмотря на 44-процентное падение показателей, стала Lada – 349,5 тыс. реализованных автомобилей, за ней следует Chevrolet – 104,4 тыс. штук – минус 56%. Третьей по популярности стала американская марка Ford – 82 тыс. проданных автомобилей, что также на 56% меньше, чем в 2008 году. Следом расположились корейская Hyundai – 74,6 тыс. (минус 61%) и французская Renault – 72,3 тыс. автомобилей (минус 33%), (см. таблицу).

Как отметил в беседе с "НГ" аналитик компании "БрокерКредитСервис" Севастьян Козицын, сегодня хочется быть оптимистом, тем более на фоне недавних заявлений руководства АвтоВАЗа, который объявил о возможном росте производства на 50%. "Если это произойдет, то к 1,5 миллиона автомобилей можно будет прибавить еще 100 тысяч, – считает эксперт. – Но этот показатель станет планкой, на которой рынок будет топтаться еще в течение как минимум двух лет. Так что, вероятно, рост начнется лишь в 2012 году. А выйти на уровень продаж 2008 года удастся по пессимистичным прогнозам лет через шесть, а по оптимистичным – через пять лет".

По мнению Козицына, даже несмотря на рост продаж, отмеченный в некоторых странах, это произошло благодаря программам государственного стимулирования. Тогда как компании-производители по-прежнему находятся в очень сложном финансовом положении. Когда и на каком уровне восстановится мировой, а вслед за ним и российский спрос – сказать пока сложно.

"В России программа утилизации даст прибавку к продажам около 100 тысяч машин, – подсчитывает Козицын. – Дело в том, что для регионов это вполне привлекательная схема – сдать старую машину и купить новую со скидкой в 50 тысяч рублей. Программа хорошая, но остаются вопросы по механизмам ее реализации. Например, кто будет забирать этот старый автохлам. Посмотрим, как все пойдет на практике".

Тем не менее, по его словам, в любом случае, это дешевле, чем субсидировать отечественных производителей. "Напомню, что суммарная помощь отечественному автопрому достигает 150 миллиардов рублей, тогда как стоимость программы по утилизации – около 10–15 миллиардов рублей, – заключает аналитик. – Но эта мера хороша в совокупности с другими – с продолжением программы по субсидированию автокредитования и другими способами поддержки спроса. Без мер стимулирования конечного потребителя рынок не выживет", – считает Козицын.

15 наиболее продаваемых моделей легковых автомобилей в России в 2009 году

 

Модель

Марка

2009, штук

К 2008, %

Декабрь 2009

К декабрю 2008,%

1

Priora

LADA

99 473

–22

8230

–5

2

Samara

LADA

90 428

–46

6849

–24

3

2105/2107

LADA

67 216

–60

4843

–45

4

Kalina

LADA

60 746

–35

4590

–38

5

Logan

RENAULT

53 869

–27

5143

–2

6

Focus

FORD

52 108

–44

4617

–55

7

Lacetti

CHEVROLET

29 362

–64

2834

–58

8

Nexia

DAEWOO

28 233

–44

2715

48

9

4x4

LADA

26 726

10

3161

52

10

Niva

CHEVROLET

24 520

–48

2593

–18

11

Matiz

DAEWOO

23 181

–48

1736

14

12

Lanos

CHEVROLET

23 170

–53

1155

–76

13

Astra

OPEL

18 952

–55

1066

–68

14

Cee'd

KIA

18 943

–24

1945

8

15

Getz

HYUNDAI

18 560

–51

1092

–44

ВСЕГО

 

 

1 465 917

–49

128 132

–38

Источник: данные Ассоциации европейского бизнеса (включают как импортированные, так и местно произведенные автомобили).


14099
43
7