ВЛАДИВОСТОК, 14 января, PrimaMedia. Елена Горбачева. 2009 год запомнится начинающим автомобилистам больше всего, пожалуй, дискуссией о необходимости ужесточения требований по приему экзаменов на получение водительских прав. Будущих водителей часто откровенно запугивали предстоящими нововведениями, выполнить которые в полном объеме автошколы были не готовы. Промежуточную точку в этом вопросе поставила Генеральная прокуратура Российской Федерации, которая внесла в адрес министра внутренних дел РФ представление с предложением отозвать Методику, отменить положения об ее использовании и проинформировать население о ее неприменении. Понятно, что точка скорее является всего лишь запятой. Вопросы о том, какие изменения ждут российские автошколы в 2010 году, корр. РИА PrimaMedia задал председателю правления Приморской ассоциации автошкол, генеральному директору НОУ автошкола "АНИК" Александру Николаевич Николаеву.
- Как вы оцениваете решение Генеральной прокуратуры РФ?
- Двояко.
С одной стороны, выполнить все требования автошколы, действительно, не могли. И основная беда была не в том, что некоторые положения для своего внедрения требовали огромных материальных вложений, которых у автошкол просто нет. Просто ряд новых положений очень трудно было объяснить логически. Их роль в обучающем процессе, мягко говоря, была неопределенна.
С другой стороны, просто поставить крест на большой подготовительной работе тоже не правильно. В этой работе участвовали и автошколы, поскольку всем понятно, что правила обучения по многих моментам отстали от реалий сегодняшнего дня.
Поэтому я уверен, что работу нужно продолжить, но при этом сторонам, участвующим в процессе, нужно больше слушать другу друга, чтобы не тратить повторно время.
В любом случае нововведения нужны, и нельзя полностью отказываться от новых правил. Заявленные требования касаются не только организационного процесса обучения но и автодромов, которые должны и будут меняться. Требования достаточно жесткие, однако совместный труд автошкол и ГИБДД не должен пропасть зря. Новые требования помогут проконтролировать все аспекты приема экзаменов: от требований к помещению и оборудованию в автошколах до процесса проверки знаний.
Проблема обеспечения безопасности дорожного движения - одна из острых проблем, представляющих значительную угрозу национальной безопасности России. Сегодня, необходимо внедрять в понимание этой проблемы опыт зарубежных стран и новейшие разработки, что бы совместными усилиями попытаться максимально улучшить столь устоявшуюся ситуацию.
- Знаем, что вы принимали участие в 11-й Международной специализированной выставке технических средств обеспечения безопасности дорожного движения "Форум безопасности дорожного движения -2009", которая проходила в Москве. Какие новинки предлагают автошколы и компании, специализирующиеся на безопасности дорожного движения?
- Основной целью выставки явилась демонстрация различных разработок в области БДД, направленных на предотвращение дорожно-транспортных происшествий.
На выставке можно было увидеть и даже опробовать на деле различные современные устройства слежения за автомобилями, нарушившими правила дорожного движения, например, превысившими допустимый скоростной режим. Кроме этого, вниманию посетителей были представлены современные технические средства, приборы и оборудование, предназначенное для автомобильных дорог, а так же услуги страховых компаний и предприятий предоставляющих новейшие разработки в области БДД.
Сама по себе выставка хороша уже тем, что привлекает достаточно заинтересованных людей, а участие в мероприятии позволяет узнать информацию о БДД - начиная с подготовки законодательных документов, а так же предоставляется возможность опробовать полный набор тренажеров, для обучения вождению, начиная механическими, заканчивая мультимедийными.
Меня заинтересовало программное обеспечение, которое повышает наглядность обучения теории. Преподавателям, благодаря интерактивной доске, больше не придется пользоваться привычной школьной, чтобы моделировать различные ситуации на дорогах. Интерактивная доска имеет сенсорное управление и теперь, "новоиспеченный водитель" сможет увидеть на экране ситуацию и последствия, которые сам же и может создать.
- Какие разработки представляли на выставке автошколы?
- На выставке "Форум безопасности дорожного движения -2009" свои разработки представили две российские автошколы: Владивостокская - " АНИК" и Челябинская - КАФС (Каждому автомобилисту фирменный сертификат).
Автошкола КАФС продемонстрировала автоматизированный автодром, построенный по корейской технологии, находящийся в эксплуатации уже более 2-х лет. Трассы автодрома ограничены бордюрами, присутствует 14 элементов: старт, пешеходный переход, поворот 90 градусов, регулируемый перекресток, змейка, дворик, железная дорога, ускорение, параллельная парковка, финиш. Все эти упражнения выполняются учениками в условиях, приближенных к городским. Автодром полностью компьютеризован, что позволяет исключить влияние человеческого фактора при приеме экзамена.
"АНИК" представила иновационный "Ступенчатый метод" обучения вождению.
1 ступень. Теория безопасного управления автомобилем. Обучение проходит в классе с мультимедийной установкой. Практические занятия проводятся на специальных тренажерах, при этом преподаватель рассказывает группе учеников о безопасности и правилах поведения за рулем.
Немаловажное значение имеют обучающие фильмы, направленные на сохранения жизни. Не многие знают, что неправильно пристегнутый ремень, или приподнятый выше положенного уровня подголовник водительского кресла, при аварии может стать причиной травм, несовместимых с жизнью.
2 ступень. Вождение на автодроме: площадка начального обучения.
3 ступень. Вождение на автодроме: площадка экзаменационных упражнений. Обучение на автодроме ведется при помощи радиосвязи, громкоговорящей связи и автоматизированной системы контроля (АСК).
4 ступень. Городское вождение: выездное занятие. Прежде чем ознакомиться с дорогами города, группа учеников выезжает на автобусе по намеченному маршруту с инструктором, который подробно комментирует особенности того, или иного участка дороги в соответствии с правилами дорожного движения.
5 ступень. Городское вождение: городское вождение индивидуальное обучение с инструктором - водителем.
6 ступень Экзамены: внутренние и в ГИБДД.
Такова наша методика обучения, а программа российских автошкол у всех одинаковая.
- Что необходимо менять в подготовке автомобилистов в первую очередь?
- Начинать нужно с методики обучения, ведь российской автомобильной школе уже 104 года, но до сих пор способы подачи информации остаются неизменно консервативными. Упор в обучении необходимо делать не только на овладение навыками вождения, но и на безопасность поведения на дорогах и за рулем. Заканчивая автошколу, водитель должен понимать, что собственная жизнь и жизнь участников дорожного движения бесценна по сравнению со стоимостью обучения . Однако пока, в России уровень смертности в ДТП превышает показатели других стран мира.
Справка: (по данным официального сайта ГИБДД).
Статистика аварийности в Российской Федерации за семь месяцев (январь-июль) 2009 года.
За 7 месяцев (январь-июль) 2009 года в России произошло 105 376 (-6,8% по сравнению с показателями предыдущего года) дорожно-транспортных происшествий, в результате которых погибли 13 058 (-12%) человек, а 133 561 (-5,1%) человек получили различные ранения.
6 166 (-15,3%) ДТП произошло по вине водителей, находившихся за рулем в состоянии опьянения, в результате этих ДТП 982 (-22,2%) человека погибли, а 9 170 (-13,5%) человек получили ранения.
За указанный период произошло 11 010 (-9%) ДТП с участием детей, в которых 481 (-15,3%) ребенок погиб, а 11 462 (-8,6%) ребенка получили ранения.
85% погибших остались бы живы, если были бы пристегнуты ремнями безопасности. Почти 10% ДТП были по вине водителей, находившихся в состоянии алкогольного опьянения.
... В России погибшими в результате ДТП считаются только те, кто умирают в первые семь дней после аварии. Все, кто умер в больницах позже, в статистику не попадают...