ВЛАДИВОСТОК 29 апреля, PrimaMedia. В России начался намеченный Минтрансом процесс уменьшения числа отечественных аэропортов, имеющих право осуществлять международные рейсы. Это значит, что жителям глубинки гораздо дороже будут обходиться поездки за границу, пишет сегодня "Российская газета".
"В Советском Союзе при всей огромности нашего воздушного флота было всего 18 международных аэропортов, - рассказал корреспонденту "РГ" руководитель Федерального агентства воздушного транспорта Александр Юрчик. - А сейчас их в России насчитывается 69. О том, что такое количество чрезмерно, говорит уже тот факт, что подавляющее число этих "международных аэропортов" не имеет ни одного регулярного рейса за границу: время от времени совершаются только чартерные. К тому же повышенным требованиям, предъявляемым к международным аэропортам, соответствуют лишь единицы. Остальные исправить такое положение экономически не в состоянии". Например, как отметил на последней расширенной коллегии минтранса министр отрасли Игорь Левитин, "70 процентов взлетно-посадочных полос с искусственными покрытиями были построены более 20 лет назад и большинству из них требуется реконструкция".
"Поэтому Минтранс в ближайшее время приступит к оптимизации аэродромной сети. Начался процесс возобновления заявок на статус международных аэропортов. И, похоже, многие их сами не станут продлевать. Все равно мы всех будем проверять на соответствие статусу", - подытожил Юрчик.
В четверг от статуса "международный" добровольно отказался аэропорт Анапа.
"Российская газета" сообщает, что в ближайшие годы в России должно остаться всего восемь международных узлов: крупных и оснащенных по последнему слову техники хабов, от которых раскинутся внутренние сети по всей стране. Причем их работа будет организована таким образом, чтобы пассажир терял минимум времени на пересадку с внутрироссийского самолета на международный. Сейчас в России есть пока лишь один такой узел - московский. Остальные расположатся в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Красноярске, Хабаровске и Краснодаре. На базе еще 20 российских аэропортов будут созданы крупные внутренние авиаузлы.
Вот только много ли радости от этой реформы испытают пожелавшие побывать за пределами страны россияне - большой вопрос. Например, небогатые жители глубинки, откладывающие по копейке на самую дешевую путевку куда-нибудь в Турцию. Сейчас они еще могут, пусть с неудобствами, но недорого улететь туда чартером из ближайшего к дому аэропорта. А что будет завтра? Сначала полет до столичного хаба? Но тогда на путевку придется копить гораздо дольше. Или отказываться от поездки за рубеж, отмечает издание.
Напомним, что "Российская газета" во вторник сообщила, что главное транспортное ведомство России намерено создать одного или двух национальных авиаперевозчиков. Для этого в их уставные капиталы передадут все государственные активы, находящиеся в отечественных авиакомпаниях. Об этом сообщил директор департамента госполитики в области гражданской авиации, геодезии и картографии минтранса Карл РУППЕЛЬ, выступая на заседании Совета по гражданской авиации министерства.
По его словам, Россия намерена идти в русле мировой тенденции, которая заключается в укрупнении компаний и создании глобальных авиационных альянсов. Только таким монстрам под силу и обновление авиапарка, и снижение издержек, и улучшение качества услуг, что оттягивает пассажиров от конкурентов. На сегодняшний день авиапарк трех крупнейших международных альянсов составляет 4800 самолетов, осуществляющих уже более 70 процентов мировых перевозок. Естественно, они и диктуют свои правила на рынке.
Похожую глобальную консолидацию намеревались провести и в России. Начаться она должна была еще в 2004 году и закончиться - к 2010-му. Но этот процесс прервала административная реформа.
И, наконец, Минтранс обеспокоен тем, как обстоят дела с управлением государственными пакетами акций в авиационных акционерных обществах. "Все чаще приходится сталкиваться с ситуацией, когда решения принимаются без учета позиции Росавиации, - посетовал Руппель. - К тому же рыночная практика слияния и поглощения редко оправдывает надежды своих инициаторов. Еще реже сделками бывают удовлетворены простые акционеры. Но главное - это недостатки в системе управления авиаперевозками".
Иными словами, Минтранс решил навести порядок на ранке перевозок и сейчас рассматривает варианты его госрегулирования. 4 апреля Росимущество в своем письме к минтрансу предложило создать конкурентоспособного на внешнем и внутреннем рынке перевозчика, способного одновременно поддержать отечественного производителя авиационной техники. Для этого надо внести акции либо имущественные комплексы авиакомпаний, находящиеся в федеральной собственности, в уставный капитал одного крупного перевозчика. Второй подход - это создание специальной компании по управлению активами на примере объединенной авиастроительной корпорации. Доля государства в уставном капитале такой компании на первоначальном этапе, по словам Руппеля, должна составить 100 процентов. Оба варианта имеют свои плюсы и минусы. И для выбора лучшего минтранс намерен выслушать мнение авиационного сообщества, подчеркивает "Российская газета".