Гостья Владивостока, научный сотрудник Государственного Эрмитажа Татьяна Бабошина не только пообщалась с журналистами в день открытия выставки "Союз земли и воды" (0+), но и провела на выходных лекцию (6+) об авторском ювелирном искусстве в России в конце XX — начале XXI веков, сообщает ИА PrimaMedia.
Ведущие камнерезные центры страны находятся в Санкт-Петербурге и на Урале. Также есть мастера в Иркутске, на Алтае и других территориях.
"У каждого мастера, у каждой мастерской — свой язык, и они очень разные. В вузах и колледжах, к сожалению, сейчас этому не учат, но школа, конечно, очень важна. У некоторых мастеров — большой штат подмастерьев и первоклассных мастеров. И когда камнерез только начинает работать, для него важна какая-то основа, традиция, с которйо он может дальше разивать и строить свою карьеру", — рассказала Татьяна Бабошина.
Она работает научным сотрудником отдела западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа и является хранителем коллекции современного ювелирного искусства. Лектор посетовала, что большую часть работ современные мастера делают на заказ, за деньги, при этом тяготеют к крупным формам. И только в свободное время занимаются настоящим искусством.

Научный сотрудник Эрмитажа Татьяна Бабошина. Фото: Фото: ИА PrimaMedia
Сама история этого вида искусства в России идёт со времён Петра I, который приглашал иностранных мастеров по огранке камня для обучения специалистов. Появились свои мастерские и ветряная мельница для обработки мягких пород камня. Затем, уже при Анне Иоанновне, вместо сгоревшей мельницы построили новую.
"Пик интереса к резьбе по камню в 18-ом веке пришелся на эпоху Екатерины II, которая увлекалась минералогией. Следствием её "каменной болезни" стало приобретение нескольких крупнейших европейских коллекций", — продолжила лектор.
В советское время начали создаваться монументальные произведения искусства. Мастера оформляли интерьеры и станции метро, появилась карта СССР из самоцветов.

Карта СССР из самоцветов. Фото: Фото: kamnemir.ru
Большое влияние на отечественных мастеров, конечно, оказал и родившийся в Петербурге знаменитый ювелир Карл Фаберже. В начале 20-го века под его влиянием началось возрождение камнерезной пластики. Мастера фирмы Фабержке изготавливали резные фигурки из цветного камня, которые пользовались большим успехом у высших слоёв общества в России и Европе.
"Эти же мастера сформировали основные направления и жанры в камнерезном искусстве, которые и сегодня развиваются в Петербурге", — добавила Татьяна Бабошина.
Среди современных работ, на которые можно до конца сентября посмотреть в зале-сейфе Приморской картинной галереи, — "Вавилонская улитка" петербургского мастера Антона Ананьева. Для изготовления моллюска он использовал бразильский агат.

Вавилонская улитка из бразильского агата, 2010 год. Фото: Фото: ИА PrimaMedia