Продвигая эту инициативу, в ФТС ссылаются на мировой опыт. "Период проверки достоверности сведений после выпуска товаров, предусмотренный законодательствами стран, входящих в Европейский союз, а также законодательствами Китая, Белоруссии, Таиланда и многих других стран, составляет не менее 3 лет", — отметили в ведомстве. Кроме того, власти ЕС еще в 2004 году говорили, что установленный в России период для проверки товаров, выпущенных с таможни, явно недостаточен.
Эксперты согласны с этим и считают, что желание таможни увеличить срок проверок не является угрозой для бизнеса. "Увеличение срока проверок товаров таможенными органами до 3 лет не нанесет удар по бизнесу, если это будет сопровождаться упрощением таможенного контроля на границе при ввозе товара. Ввозимые товары скапливаются на границе и долго не поступают на рынок именно из-за приграничных проверок", — отмечает эксперт департамента оценки "2К Аудит — Деловые консультации" Ирина Воробьева. Кроме того, отмечает она, таможенные службы с получением большего количества времени и возможностей на проверку и контроль ввезенного товара, надеются уменьшить "серый" товарооборот на этапе первичного оформления документов, которым часто занимаются близкие к бизнесу таможенники.
Но самое интересное содержится в поправке к статье №376 ТК РФ. Если правительство и парламент примут ее, то о том, что такое российская таможня, рискует узнать каждый бизнесмен, даже напрямую не связанный с внешнеэкономической деятельностью. Таможенники хотят, чтобы их законодательно наделил правом ревизии любой "организации либо индивидуального предпринимателя, приобретающего на внутреннем рынке ввезенные товары для переработки, изготовления собственной продукции либо для собственных нужд, а также в качестве основных производственных фондов; лиц, работающих по агентским договорам, договорам аренды (лизинга), договорам комиссии и договорам на транспортно-экспедиционное обслуживание", — говорится в поправке.
В результате проверить на наличие контрабанды можно будет любой магазин, купивший товар для реализации на оптовом складе, или компанию, закупившую у импортера сырье, ввезенное из-за границы. Не подлежат проверкам, согласно документу, только физические лица.
В пояснительной записке к поправкам говорится, что данная мера позволит таможне еще лучше контролировать и администрировать внешнеторговые грузы. В самом ведомстве "Росбалту" отказались комментировать поправки, сославшись на то, что мнение ФТС выражено в пояснительной записке и добавить к этому нечего.
Эксперты же считают, что в случае принятия такого решения административная нагрузка на бизнес возрастет, а количество денег в бюджете не увеличится. "Принятие мер, распространяющих ответственность за реализацию "серой" продукции, в том числе и на добросовестных приобретателей (компании и индивидуальные предприниматели), в российских условиях может привести к увеличению проверок для предпринимателей", — полагает Ирина Воробьева. Эксперт опасается, что принятие этих поправок приведет к ужесточению контроля и "к дублированию функций таможенных проверяющих с правоохранительными и налоговыми органами, а это повысит нагрузку на бизнес".
Получается, что в случае принятия поправок вместе с пожарным, налоговым и санитарным инспектором "кошмарить" внутренний российский бизнес будет еще и таможенный инспектор.
За последний год ФТС уже не в первый раз делает попытки ужесточить контроль за ввозом товаров в страну. Зимой таможня по всем фронтам начала бороться с челноками, и хотя государство не решилось снизить сумму беспошлинного ввоза товаров гражданами с 65 до 20 тыс. рублей, руководитель ФТС Андрей Бельянинов до сих пор считает, что напрасно государство отказалось от этого. "Мы сталкиваемся со структурированным бизнесом. Например, Черкизово. В основном товар ввозился челноками, а мы это не администрируем. Потом этот товар собирался в партии и доставлялся, например, в Черкизово", — заявил он на днях журналистам.
Однако, несмотря на то, что таможенники в текущем году с особым пристрастием заглядывают в каждую сумку на погранпереходах, это не помогает им выполнить даже сниженный на треть план по сбору платежей в федеральный бюджет. Они с еще большим упорством продолжают требовать себе все новых фискальных функций.
Эксперт же считает, что для эффективной работы таможни нужно не увеличение полномочий, а сокращение количества проверяющих бизнес ведомств. В данном случае речь идет о "подчинении таможенной службы налоговой", — говорит Ирина Воробьева. Тогда проверок бизнеса будет меньше и порядка в работе больше.