В настоящее время для них уже готовятся компоненты электронных систем управления. Эти два корабля будут построены к 2015 году, а к 2020 году предполагается завершить создание структур их использования и функционирования. Наличие двух авианосных групп, по замыслу Пекина, даст возможность КНР отойти от береговой обороны и пересечь "первую островную линию" по рубежу Окинава-Тайвань-Филиппины. Вслед за этим предполагается создать два атомных авианосца среднего класса водоизмещением по 60 тысяч тонн каждый. За основу при их разработке будут взяты чертежи недостроенного советского авианосца "Ульяновск", которые имеются у китайских специалистов.
"По своей конструкции первый неатомный авианосец будет идентичен российскому тяжелому авианесущему крейсеру "Адмирал Кузнецов" и фактически являться его копией", - утверждает проживающий в Гонконге канадский эксперт по проблемам обороны и безопасности в Восточной Азии, главный редактор военного журнала Canvas defense revue Андрей Чан, указывая на опубликованную фотографию полноразмерного макета палубной части авианосца с рубкой, который выполнен из бетона в окрестностях китайского города Ухань.
Отвечая на вопрос, зачем потребовалось создавать такой макет в натуральную величину, эксперт пояснил, что китайцам при строительстве авианосца требуется учесть множество технических нюансов, провести целый ряд сложных расчетов и изысканий, связанных, в том числе, с установкой и отладкой радиолокационного и прочего многочисленного оборудования. В частности, серьезного изучения требует такой вопрос, как особенности прокладки на борту протяженных "паутин" различных кабелей и коммуникаций. Всеми этими работами занимается научно-исследовательский институт №701 в городе Ухань. Постройка же самого авианосца будет осуществляться на верфях в Шанхае.
В последние годы китайцы активно изучают различные типы авианосцев. После распада СССР Китай приобрел несколько списанных тяжелых авианесущих крейсеров - "Минск", "Киев" и недостроенный "Варяг". Первые два служат туристическими аттракционами в городах Шэньчжэнь и Тяньцзинь. А находящийся в порту Далянь "Варяг", по имеющимся данным, был подвергнут перестройке и модернизации с тем, чтобы использоваться для тренировки пилотов для будущих китайских авианосцев. Именно этот корабль, принадлежащей с "Адмиралом Кузнецовым" к одной серии, был взят за основу в проекте постройки китайского авианосца. Посильный вклад в становление ВМС Поднебесной внесла Украина, которая не только продала Пекину недостроенный "Варяг" за $20 миллионов, но и предоставила пакет необходимой технической документации с Черноморского судостроительного завода в Николаеве.
Что касается палубной авиации, необходимой для комплектации будущих тяжелых крейсеров, то китайские конструкторы, по словам Чана, уже преуспели в создании аналога российского палубного истребителя Су-33 на основе полученного в свое время также от Украины прототипа - самолета Т-10К советских времен. При этом собеседник АРМС-ТАСС подчеркнул, что в случае копирования конструкции что корабля, что истребителя будут нарушены положения двустороннего соглашения об охране интеллектуальной собственности, подписанного между Россией и Китаем на заседании межправкомиссии по ВТС в декабре прошлого года.