В 2008 году в связи с началом кризиса бюджеты новогодних корпоративов серьезно усохли. Это неудивительно, ведь затраты на них составляли до 1% от всех HR-расходов. Это даже больше, чем траты на подбор или обучение персонала. Такие данные приводит в своем исследовании Axes Management. В среднем в 2008 году бюджеты корпоративных мероприятий сократились примерно в два раза.
Скромнее, чем до кризиса
Опрошенные "Трудом" работодатели сходятся во мнении, что праздновать их компания будет пышнее, чем в прошлом году, но беднее, чем в 2007-м. Все-таки большинство пока с опасением смотрит в будущее.
"В прошлом году праздник проходил в офисе, были приглашены 800 работников, — рассказывает Руслан Ильясов, директор по персоналу компании „Эльдорадо“. — В этот раз снимем площадку". Но до размаха докризисной поры праздник не доберется.
Примерно такая же ситуация и в другой розничной компании — "Связной". Недавно она пышно отметила свой день рождения. "В клуб „Рай“ были приглашены 1500 человек, — рассказывает Вера Елисеева, директор по организационному развитию. — На следующей неделе будем думать, что и как устроить на Новый год".
Также обстоят дела у i-Free, производителей мобильного контента. До кризиса новогодний корпоративный праздник i-Free проводился за городом, на базе отдыха, с праздничной программой, фейерверком, дискотекой, катаниями на лыжах и барбекю.
В прошлом году компания решила изменить формат мероприятия и устроила вечеринку в офисе. "В этом году, возможно, сделаем более масштабный праздник. Это будет зависеть от того, каких показателей компания достигнет в ближайший месяц-полтора и от прогнозов на декабрь—январь", — рассказывает Фаина Лернер, руководитель отдела организационного развития и HR компании i-Free.
Самодеятельность
Ситуация среди event-агентств при этом не улучшается. "В среднем по отрасли в прошлом году было падение 30–40%. Примерно столько же будет и сейчас", — рассказывает Сергей Князев, руководитель агентства "Князев", устраивающего мероприятия для МТС, "Кока-Колы", "ЛУКОЙЛа", "Северстали". Многие компании решили устроить праздник своими силами.
Большинство работников в этот Новый год, как и в прошлый, не увидят приглашенных звезд. Они составляют львиную долю бюджета мероприятия. Немногие получат от компании памятные подарки. Зато еды на корпоративах будет предостаточно. Из-за кризиса многие рестораны снизили цены, и работодатели имеют возможность накормить досыта своих работников.
Сильнее всего ощутят падение затрат на корпоративы сотрудники строительных и девелоперских компаний. До кризиса под Новый год они шиковали, но теперь резко умерили аппетиты.
Вместе с ними будут "скромничать" металлургические, нефтяные компании, банки. Испытывают трудности некоторые ритейловые сети.
Стабильнее себя чувствуют в России международные компании. Но "иностранцы" в России традиционно скупо отмечают праздники. Особенно это касается немецких и французских компаний.
Исключения составляют турецкие компании, торгующие в России одеждой и обувью, стройматериалами. Они даже в кризисные годы не скупятся на праздничные бюджеты.
Сценарий праздника у турков почти не отличается от русского. Снимается ресторан, руководители произносят пафосные речи, потом начинаются развлечения — конкурсы, выступления звезд. Разве что стриптиз во время вечеринки — жесткое табу. Этим больше любят развлекать свой персонал французы и итальянцы. А вот сами турки предпочитают перевоплощаться, а не раздеваться: конкурсы с переодеваниями в этих компаниях — самые популярные.