Российские моряки, в том числе жители Приморского края, оказавшиеся в критической ситуации по вине судовладельца, вновь просят помощи. Горячие точки – Болгария, Панама, Объединенные Арабские Эмираты.
Что происходит с моряками сейчас, РИА PrimaMedia, рассказал инспектор Международной Федерации транспортных рабочих (МФТ,ITF) во Владивостоке Петр Осичанский, к которому поступают просьбы о помощи.
Справка: Международная Федерация Транспортных рабочих состоит из 621 профсоюза работников транспорта, объединяющих около 5 миллионов рабочих из 137 стран мира. Сегодня МФТ представляет интересы работников судоходства, портов, железных дорог, дорожного грузового и пассажирского транспорта, внутренних водных путей, рыболовной отрасли, а также туризма и гражданской авиации.
- Петр Иванович, несколько дней назад появились сообщения о голодовке российских моряков на теплоходе "Magdalena" у берегов ОАЭ. Что сейчас происходит на судне?
- На прошлой неделе три россиянина, члены машинной команды, доведенные до отчаяния, объявили голодовку, а также отказались выполнять свои обязанности.
Но голодовка вызвана, скорее, дефицитом продуктов, чем желанием надавить на судовладельца – на судне ограниченное количество продуктов и питьевой воды. Теплоход все еще находится на рейде Дубаи. Владелец обещал поставить судно к причалу еще в конце сентября, но судно по-прежнему на рейде. К голодающим, по словам инициатора голодовки, присоединились еще три члена экипажа.
Кредит доверия к работодателю исчерпан, и настроение моряков ухудшается с каждым днем. Здоровье экипажа ухудшается. Почти в аналогичной ситуации – экипаж теплохода "Пируит", это судно с апреля находится у панамского порта Кристобаль. Экипаж – 11 человек, все они - жители Приморского края.
- Однако ряд СМИ сообщили, что на это судно доставили и продукты, и воду, а экипажу предложили выйти в рейс ?
- Я сегодня утром разговаривал с капитаном. Он сказал, что вода и продукты на исходе,на борту осталось лишь несколько килограммов овощей. Экипаж судна полностью деморализован, Из-за финансового кризиса судовладельцу стало нечем платить экипажу.
Сначала владелец "Пируита" собирался продать второй теплоход компании, а вырученные средства направить на погашение всех долгов. Но сделка не состоялась.
Сейчас у моряков появился шанс исправить ситуацию. Агентирующая компания ведет переговоры с компанией, предложившей экипажу "Пируита" сделать еще несколько рейсов. Если теплоход начнет выполнять чартерные рейсы, то полученные средства пойдут на погашение всех долгов владельца, и в первую очередь, на зарплату экипажу. Это, я считаю, правильный шаг. Он позволит морякам нормально питаться, получать текущую зарплату, а позже и погасить долги.
Но моряки "Пируита" пока не хотят выходить в рейс, опасаясь не получить уже заработанные деньги. У экипажа на берегу остались семьи, для которых нередко моряк является единственным кормильцем, и эти семьи денег не видели уже несколько месяцев.
Экипаж готов обращаться за помощью в правительства заинтересованных стран (России и Панамы), требовать репатриации от ITF, голодать на борту. Однако я надеюсь, что экипаж согласится работать на чартерных рейсах, так как на сегодняшний день это единственный разумный выход из сложившейся ситуации. И вот сегодня, 6 октября, мне пришло письмо от российских моряков, которые с марта находятся в Болгарии без денег. Это экипаж судна "Southern Pearl".Капитан сообщил, что экипаж не хочет возвращаться на родину без денег, так как "во Владивостоке мы точно зарплату не сможет получить".
- На этом судне тоже нет самого необходимого?
- Моряки пишут, что продукты закончились в конце сентября, судно отключено от средств связи, нет медикаментов, на исходе топливо.Судовладелец, кстати, ему же принадлежит "Пируит", не выходит на связь. Судовладелец задолжал и за ремонт судна, для которого "Southern Pearl" и пришло в Болгарию, и агентирующей компании.
Портовая инспекция, проверив в конце сентября судно, выставила ряд серьезных замечаний, из-за которых судно не смогут выпустить в рейс, одно из основных – отсутствие на борту запаса провизии. Хотя судно исправно, есть все необходимые документы, и оно может работать. Сроки задолженности по зарплате здесь почти "рекордные" - зарплату морякам не платят с начала 2009 года. Моряки просят помочь добиться от судовладельца заработанных денег – это 150 тысяч долларов, а также репатриировать их домой за счет компании. Будем думать, чем можно помочь морякам.
- Петр Иванович, почему в последнее время такие ситуации с моряками стали происходить все чаще?
- Здесь комплекс причин. Бывает, что это недобросовестность судовледельцев, но есть и объективная причина, из-за которой владельцы судов просто не имеют возможности расплатиться с моряками. С началом финансового кризиса значительно упал объем морских перевозок, снизились ставки фрахта, в результате многие судовладельцы сейчас попросту не могут свести концы с концами". Небольшие судоходные компании, у которых старый, ржавый флот, не могут получить кредиты на ремонт судов. И часто судовладельцу проще оставить экипаж и судно на произвол судьбы где-то в далеких странах, объявить себя банкротом, чем разбираться с проблемами моряков, думать, чем им заплатить, как вернуть на родину.