Выборы исполнительной и законодательной власти Камчатки в 2003-2004 годах
9 июня, 11:00
Камчатка 9 июня: история Усть-Камчатского порта
9 июня, 08:50
Вахта Победы: Телефонист-фронтовик из Забайкалья проложил 12,5 км провода за 12 минут
8 июня, 21:00
Польза и вред. Огурцы
8 июня, 14:20
Десант снаряжала вся Камчатка: из истории Курильской десантной операции
8 июня, 11:00
Камчатка 8 июня: Российско-Американская компания и новые заказники
8 июня, 08:50
Камчатка 7 июня: места отдыха горожан и день рождения тренера Каталагина
7 июня, 08:50
Польза и вред. Куриное мясо
6 июня, 14:20
Камчатка 6 июня: плавание вокруг мыса Лопатка и "Чертёж Камчадальского носу"
6 июня, 08:50
Камчатка 5 июня: исследователь Камчатки Владимир Тюшов и День эколога
5 июня, 08:50
Что не стоит делать 5 июня в день Левона Огуречника, чтобы не было проблем с деньгами
5 июня, 07:00
Польза и вред. Авокадо
4 июня, 14:20
Камчатка 4 июня: создание Акционерного Камчатского общества
4 июня, 08:50
Камчатка 3 июня: "Скаска" Владимира Атласова и оползень в Долине гейзеров
3 июня, 08:50
Польза и Вред. Поваренная соль
2 июня, 14:20

ФАС России направил нефтяным компаниям письма

Нефтяным компаниям необходимо официально объяснить причины неснижения цен на нефтепродукты в августе - сентябре этого года
3 октября 2009, 13:00 Бизнес

ВЛАДИВОСТОК, 03 октября, PrimaMedia. Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) направила нефтяным компаниям письма, в которых указывается на необходимость представить до 5 октября 2009 года объяснения по факту поддержания и неснижения цен оптовой реализации нефтепродуктов в августе-сентябре 2009 года, а также о мерах, предпринимаемых компаниями для приведения цен к рыночному уровню, сообщает пресс-служба ФАС России.

В июле-сентябре этого года в ФАС России поступило более 430 обращений граждан Российской Федерации, адресованных руководству страны, а также обращения депутатов Государственной Думы и губернаторов с указанием на установление необоснованно высоких цен на бензин.

По мнению ФАС России, на российском рынке оптовой реализации нефтепродуктов существуют все условия для снижения цен.

Текст письма

Об отсутствии снижения цен на нефтепродукты

За период июль-сентябрь 2009 года в Федеральную антимонопольную службу поступило более 430 обращения граждан Российской Федерации в адрес Президента Российской Федерации и Председателя Правительства Российской Федерации, а также обращения депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и губернаторов. В упомянутых обращениях заявители указывают на установление необоснованно высоких цен на бензины автомобильные. Помимо этого в обращениях ставится вопрос о проверке обоснованности роста цен и принятии мер по стабилизации экономической ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов.

Согласно данным Росстата рост потребительских цен на нефтепродукты в Российской Федерации в 2009 году опережает индекс потребительской инфляции по бензинам автомобильным марок АИ-92 и А-76, и несколько отстает по маркам АИ-95 и выше. Вместе с тем, если в течение первых пяти месяцев 2009 года снижение цен происходило относительно медленно (2-3% в месяц), то только за июнь цены вернулись к уровню начала года (увеличились на 6-10%), а затем в течение 2,5 месяцев увеличились еще на 10-12%. В результате цены приблизились к уровню цен "бензинового кризиса" - июля 2008 года (ниже лишь примерно на 3-6%). После снижения с января по май 2009 года примерно на 13%, цены на дизельное топливо в период июнь - сентябрь 2009 года стабилизировались. С учетом сложившегося уровня оптовых цен и того, что доходность розничной реализации автомобильного топлива в период с января по сентябрь 2009 года существенно снизилась – по данным мониторинга ФАС России, по бензину АИ-92 розничная наценка в среднем по России упала с 7 рублей 5 копеек с литра до 1 рубля 50 копеек, есть предпосылки для дальнейшего роста розничных цен.    
Для зарубежных потребителей автомобильного топлива имела место иная динамика розничных цен на нефтепродукты.

В период с июля 2008 года по сентябрь 2009 года в странах Европы и США розничная цена бензина снизилась примерно в 1,3 - 1,5 раза, дизельного топлива – примерно в 1,5 - 1,8 раза. Это происходит при минимальных темпах потребительской инфляции.

На уровень и динамику оптовых цен оказывают влияние конъюнктура цен внешнего рынка, существующая система налогообложения,  соотношение спроса и предложения на внутреннем рынке, состояние конкуренции на внутреннем рынке и нарушения антимонопольного законодательства основными игроками рынка.

На конкурентных мировых рынках по данным EIA  спотовая цена на бензин марки Regular в июле-декабре 2008 года снизилась в 3,4 раза, на бензин марки Premium - в 3,1 раза, на дизельное топливо - в 3 раза. На рынках оптовой реализации бензинов автомобильных в Российской Федерации, где вертикально-интегрированные нефтяные компании совместно занимают доминирующее положение, цены отгрузки с нефтеперерабатывающих заводов согласно данным информационно-аналитического центра "Кортес" на автомобильный бензин марки АИ-92 снизились за указанный период в 2,3 раза, дизельное топливо - в 2,2 раза. При этом за указанный период цена на нефть марки Urals, по данным агентства Platt’s, снизилась в 3,3 раза.

На конкурентных мировых рынках за период январь-сентябрь 2009 года по данным EIA цена на бензин марки Regular выросла в 1,7 раза, на бензин марки Premium в 1,4 раза, на дизельное топливо – в 1,2 раза. В Российской Федерации, согласно данным информационно-аналитического центра "Кортес", за период январь-сентябрь 2009г. отпускные цены с НПЗ выросли на автомобильный бензин марки АИ-92 – в 2,3 раза, на дизельное топливо – в 1,1 раза. При этом за указанный период цена на нефть марки Urals, по данным агентства Platt’s, выросла в 1,5 раза.

Так налоговая нагрузка на нефтяные компании в 2008 году и в 2009 году снизилась. Темпы роста экономики в 2008 году замедлились, а в I полугодии 2009 г. ВВП России снизился на более чем на 10% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. На рынке нефтепродуктов наблюдается падение спроса. При этом премия оптовой реализации на внутренний рынок по сравнению с поставками на экспорт в сентябре 2009 года выросла в 3 раза по отношению к апрелю 2009 года.

Таким образом, рост и подержание необоснованно высоких оптовых цен бензинов автомобильных на территории Российской Федерации не обусловлены объективными факторами.
По мнению ФАС России в настоящее время на российском рынке оптовой реализации нефтепродуктов для нефтяных компаний существуют все условия для снижения оптовых цен на нефтепродукты.
Следует отметить, что в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", монопольно высокой ценой товара может быть признана цена, в том числе установленная путем поддержания или неснижения ранее установленной цены товара.

С учетом изложенного, нефтяной компании надлежит представить объяснения по факту поддержания и неснижения цен оптовой реализации на нефтепродукты за период август-сентябрь 2009 года, а также какие меры принимаются компанией для приведения цен к рыночному уровню.

Информацию необходимо представить в печатном виде, а также в электронном виде в срок до 5 октября  2009 года.

И.Ю. Артемьев

14098
43
7