ВЛАДИВОСТОК, 27 сентября, PrimaMedia. Известный российский режиссер Павел Лунгин представил приморским зрителям свою новую работу: фильм "Царь", который завершил кинофестиваль "Меридианы Тихого". До этого ленту видел лишь Международный московский кинофестиваль (ММКФ), а в российский прокат она выйдет 4 ноября. На творческой встрече со зрителями режиссер рассказал об истории создания его основных работ, о природе власти в России и ее взаимоотношении с верой, о своем главном актере – Петре Мамонове, одном из самых неоднозначных и легендарных персонажей в истории советской и российской культуры.
После выхода на экраны фильма "Остров", который произвел немалый общественный резонанс, новую работу Павла Лунгина - фильм "Царь", ожидали с особым интересом. Ведь зимой 2007 года "Остров" произвел настоящий фурор, что сам режиссер до сих пор считает необъяснимым, поскольку его фильм - не боевик и не триллер, а духовная драма. Как пишет Сергей Гурьев в биографии Петра Мамонова "История группы "Звуки Му", абсолютно "негламурное" лицо рок-музыканта, сыгравшего главную роль в "Острове", появилось на обложках глянцевых журналов, ввергая их аудиторию в транс. В топ-6 Google по запросам звезд кино за 2007 год Петр Мамонов занял третье место, между Анджелиной Джоли и Джонни Деппом.
Между "Островом" и "Царем" – и это понятно - немало общего. Стержнем "Острова" стала фигура отца Анатолия, монаха, который в юности во время войны предал и расстрелял друга и много лет пытался отмолить грехи. "Царь" повествует о противостоянии двух друзей – Ивана Грозного и митрополита Филиппа - в болезненном поиске вины, справедливости, истины.
- Чем обусловлен выбор Петра Мамонова, не профессионального актера, как исполнителя главной роли?
- Сценарий фильма "Остров" попал мне в руки в уже готовом виде. Сначала я не знал, как подойти к этой теме. Потом я понял, что это фильм только для Петра Мамонова – он не техничный актер, не профессионал, существует за счет своей яркой личности. Сам Петр и герои, которых он играет, должны быть похожи. Он не выходит из роли, он все время в фильме, даже после окончания съемок он остается в нем.
- Соотносятся ли образы Мамонова в нашумевшем "Острове" и новом "Царе"?
- Кино – это психологическая правда. Самое сложное в кино – создать абсолютную истину. Петру это удается. Он играет не столько своего персонажа, сколько себя. Роль, которую сыграл Мамонов в фильме "Остров", мы сами до конца не понимаем - святой ли этот монах-отшельник или юродивый. То же и с Грозным. Если бы не было Петра с его набожностью и мрачным надрывом, с переходами от темной стороны к свету, не было бы и фильма "Царь". В других актерах может и не быть духовности, необходимой для таких ролей, они – профессионалы и могут сыграть что угодно.
- Легко ли было после "Острова" уговорить его на новую роль?
- После того, как Петр сыграл в "Острове" современного святого, ему было не по себе, многие начали его таковым воспринимать, встречали на улицах, целовали руки, совета спрашивали. Ему необходимо было сыграть отрицательного, исторического персонажа. Конечно, он сначала пытался отказаться, потом соглашался, потом опять отказывался, но это в его натуре, в его манере поведения. Еще перед "Островом" он со своим духовником советовался – не решался играть святого старца. Тот его сразу образумил: "Ты кто по профессии? Актер? – вот иди и играй – это твоя работа!".
- Роль митрополита Филиппа стала последней для Олега Янковского…
- В образе митрополита Филиппа я искал человеческое благородство, чтобы неистовству Грозного, перескокам от маниакальности до религиозного исступления противопоставить другую человеческую натуру. В Янковском было что-то располагающее. Митрополит Филипп, как исторический персонаж, был удивительным человеком. Он родом из эпохи Возрождения, в которую Россия вошла с некоторым опозданием.
- Янковский и Мамонов – исключительные актеры, Иван Грозный и митрополит Филипп - знаковые для истории личности. Их конфликт был неизбежен – фильм об этом?
- Иван Грозный – феномен, который меняет ход истории. Убийство митрополита – символично, Грозный затормозил развитие государства, но Грозный – первый русский Царь – он своей личностью заложил и сформировал характер власти. До сих пор его дух витает над нами, то приближается, то отступает. И мы видим по состоянию общества, что народ России требует сильной руки. Со времен Ивана Грозного власть пытается заменить собой Бога, но власть им быть не может, она не занимается вечной жизнью, душой человека. В фильме "Царь"– столкновение двух людей, одинаковых по силе духа и личности. Они не могли ужиться в одно время в одном месте.
Перед просмотром Павел Лунгин предупредил зрителей, что это не развлекательный фильм, он требует духовной работы.