По итогам 2020 года в Приморье было выявлено свыше 2,4 тысячи нарушений в сфере размещения закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд. По данным прокуратуры, принято более 1,7 тысячи мер прокурорского реагирования. Всего же в прошлом году в регионе заключено порядка 36 тысяч контрактов, сообщает ИА PrimaMedia.
Больше всего нарушений в надзорном ведомстве связали с несоблюдением процедуры определения поставщика, дроблением заказов, заключением допсоглашений, ненадлежащим исполнением контракта и несвоевременным размещением обязательной к орпубликованию информации. Ранее УФАС публиковало данные, что в 2020 году на территории Приморского края для государственных и муниципальных нужд заключено порядка 36 тысяч контрактов на общую сумму более 65 млрд рублей. При этом экономия составила чуть более 7%, что в денежном эквиваленте равносильно 4,3 млрд рублей.
"Вскрыты факты несоблюдения требований законодательства при принятии решения о способе определения поставщика. К примеру, прокуратурой Октябрьского района установлено, что между администрацией Октябрьского муниципального района и коммерческой организацией заключен муниципальный контракт на выполнение аварийно-спасательных работ без проведения конкурентных процедур. Выбор способа определения поставщика в виде закупки у единственного поставщика обоснован заказчиком наличием обстоятельств непреодолимой силы после продолжительного циклона и выпадения обильных осадков. Вместе с тем, объект закупки, предусмотренный данным муниципальным контрактом, входит в перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме. По указанному факту прокуратурой района принят комплекс мер реагирования, в том числе по постановлению прокурора виновное должностное лицо заказчика привлечено к административной ответственности", — пояснили специалисты.
Также в регионе есть нарушения, связанные с искусственным дроблением заказов. Так, вскрыты факты заключения муниципальным учреждением образования с коммерческой организацией путём уклонения от конкурсных процедур 16 договоров предоставления услуг общественного питания на общую сумму свыше 8 млн рублей. По данному факту прокуратурой Советского района Владивостока принят комплекс мер реагирования, в том числе виновные лица привлечены к административной ответственности.
Благодаря вмешательству прокурора Хорольского района пресечены факты утверждения в Хорольской ЦРБ документации об электронном аукционе на поставку лекарственных препаратов, не соответствующей требованиям законодательства.
По мерам реагирования прокурора Пожарского района КГБУЗ "Пожарская центральная районная больница" расторгнут контракт на поставку и монтаж генераторной установки, заключенный с участником электронного аукциона, не соответствовавшим требованиям документации о данном аукционе.
Имели место факты незаконного заключения дополнительных соглашений к государственным и муниципальным контрактам. В частности, прокуратурой Михайловского района установлено, что между администрацией Новошахтинского городского поселения и коммерческой организацией заключен муниципальный контракт на выполнение работ по капитальному ремонту котла котельной. В нарушение требований законодательства сторонами заключено дополнительное соглашение к указанному муниципальному контракту, согласно которому изменен срок выполнения работ, а также увеличена цена контракта более чем на 10 %. После вмешательства прокурора района дополнительное соглашение расторгнуто, виновное должностное лицо заказчика привлечено к административной ответственности.
Зачастую заказчиками не принимались меры в связи с ненадлежащим исполнением контрагентами контрактов. К примеру, проведенной прокуратурой Артёма проверкой установлено, что между администрацией Артемовского городского округа и коммерческой организацией заключен муниципальный контракт на разработку декларации безопасности гидротехнического сооружения. Между тем, в установленный срок работы не выполнены, что осталось без внимания заказчика. В этой связи прокуратурой Артёма главе администрации Артемовского городского округа внесено представление, организована претензионная работа. Аналогичные факты выявлены прокурорами Пожарского, Михайловского, Партизанского районов, Советского района Владивостока, прокурорами Партизанска, Находки, Владивостока а также прокуратурой края. В каждом случае приняты меры реагирования.
"Распространенный характер имели факты несвоевременного размещения заказчиками в Единой информационной системе информации, обязательной к опубликованию. Так, Дальнереченской межрайонной прокуратурой установлено, что МКУ "ХОЗУ администрации Дальнереченского муниципального района" в предусмотренный законом срок сведения об исполнении контракта на предоставление услуг по передаче электрической энергии в реестре контрактов не размещены. В связи с выявленными нарушениями закона Дальнереченской межрайонной прокуратурой руководителю заказчика внесено представление, которое удовлетворено. Кроме того, по постановлению прокурора виновное должностное лицо заказчика привлечено к административной ответственности. Аналогичные факты выявлены прокурорами Первомайского, Ленинского и Первореченского районов г. Владивостока, Большекаменским межрайонным прокурором, прокурорами г.г. Владивостока, Дальнегорска, Находки, Арсеньева, прокурорами Ольгинского, Яковлевского, Партизанского, Анучинского, Пограничного районов, а также прокуратурой края (во всех случаях принят комплекс мер реагирования)", — акцентировали в ведомстве.
В прокуратуре разбираются и с нарушениями, связанными с оплатой фактически невыполненных работ по муниципальному контракту. Так, КГБУЗ "Лазовская ЦРБ" с коммерческой организацией заключен контракт на поставку и установку фельдшерско-акушерского пункта в с. Старая Каменка. Как установлено в ходе проверки, фактически подрядчиком произведена сборка модульных конструкций с отклонениями от предусмотренных техническим заданием технических, эксплуатационных и качественных показателей. Вместе с тем, работы, предусмотренные контрактом, оплачены заказчиком в полном объёме. В связи с этим, прокуратурой Лазовского района в порядке п. 2. ч. 2 ст. 37 УПК РФ в орган предварительного расследования направлены материалы проверки, по результатам рассмотрения которых возбуждено и расследуется уголовное дело по ч. 3 ст. 159 УК РФ. Кроме того, главному врачу учреждения здравоохранения внесено представление, по результатам рассмотрения которого организована необходимая претензионная работа.
В ходе проверочных мероприятий также давалась оценка деятельности антимонопольного органа. Так, по представлению прокуратуры края управлением Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю активизирована работа по направлению материалов о картельных сговорах в правоохранительные органы для дачи уголовно-правовой оценки.