T2 объявляет понедельник днем подарков
12 мая, 09:00
Вахта Победы: Подписание акта о капитуляции и Великая Победа
11 мая, 22:00
"Аудитория в Приморье тяготеет к контенту с элементами мистики и необычного"
11 мая, 10:00
Вахта Победы: Сахалин дает деньги в заем Родине
11 мая, 10:00
Вахта Победы: Наступил великий день победы над Германией!
11 мая, 09:00
Дальний Восток 11 мая. Начало вооруженного конфликта на р. Халхин-Гол
11 мая, 07:00
СК России займётся ситуацией с разрушенной дорогой в Приморье
10 мая, 21:27
Подвиг "Таганрога": как танкер владивостокской нефтебазы спас город от катастрофы
10 мая, 19:04
Всеобщая конфедерация профсоюзов призвала сохранять и передавать новым поколениям правду о Великой Победе
10 мая, 18:16
Клещи атакуют: более 1200 человек пострадали в Приморье с начала сезона
10 мая, 18:11
Фонд ВВН Владимира Николаева оказал беспрецедентную поддержку движению "За Россию"
10 мая, 17:49
В Приморье грузовой поезд насмерть сбил молодого мужчину
10 мая, 15:08
Получил семь ранений: Ольга Зотова о судьбе и творчестве художника-приморца Кирилла Шебеко
10 мая, 14:37
Вместо автобуса — самолёт: Суйфэньхэ хочет наладить перелёты во Владивосток
10 мая, 13:40
Ветеранов Великой Отечественной чествовали в Адмиральском сквере Владивостока
10 мая, 13:05

Ситуация с питанием в детсадах показала: госзакупки требуют общественного контроля

В интервью ИА PrimaMedia эксперт по государственным и муниципальным закупкам Максим Белобородов комментирует скандальные торги
25 февраля 2021, 14:40 Общество
Максим Белобородов из личного архива
Максим Белобородов
Фото: из личного архива
Нашли опечатку?
Ctrl+Enter

На минувшей неделе во Владивостоке разыграли 31 контракт на организацию питания во всех детских садах города. 1,75 млрд рублей поделили между собой три компании, две из которых объединены одним учредителем. 1,75 млрд рублей был поделен пополам между ООО "Флагман Плюс" с одной стороны и ООО "Магистраль Инвест" и ООО "Фуд Магистраль" — с другой. "Благодаря" особым пунктам в конкурсной документации, другие участники рынка не смогли соответствовать требованиям контрактов.

Доцент кафедры гражданского права и процесса ДВФУ, представитель научно-методического совета ФАС России и Председатель первичной профсоюзной организации Университета Максим Белобородов в интервью ИА PrimaMedia сообщил, что развитие комфортной среды в краевой столице и других районах края возможно через усиление гражданского общественного контроля за государственными и муниципальными закупками.  

— Максим Владимирович, поскольку в свое время вы работали в администрации Владивостока заместителем начальника отдела муниципального заказа, а впоследствии заместителем руководителя Приморского УФАС и даже руководителем Федеральной антимонопольной службы одного из центральных регионов страны, как специалист в сфере государственных и муниципальных закупок, как можете прокомментировать ситуацию, что не первый год мы являемся свидетелями скандалов в сфере муниципальных закупок. Причем, зачастую речь идет о закупках товаров, работ и услуг, которые заказчик проводил в отношении социально значимых учреждений и мероприятий. Как вы считаете можно улучшить эту ситуацию?

С закупками я связан уже 15 лет, когда начинал действовать еще 94-ФЗ, а уже впоследствии появился 44-ФЗ, в котором вопросам контроля за деятельностью заказчика с момента составления технического задания до полного исполнения контракта посвящена глава "Контроль в сфере закупок". Но в этой главе на первое место ставится именно государственный и ведомственный контроль.

От лица государства главным котролёром выступает Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные управления, но она работает исключительно по обращениям участника закупки, которого отстранили от аукциона либо когда документация утверждена с явными нарушениями 44-ФЗ либо закона "О защите конкуренции". В техническую часть документации, как и в обоснованность формирования потребности заказчика в конкретной закупке ФАС не вправе вмешиваться. До недавнего времени в полномочиях ФАС было проверять правильность обоснования начальной цены контракта, что позволяло выявить завышенные закупки, но с 2016 года такое право у антимонопольного органа законодатель отобрал.

Согласно все того же 44-ФЗ в сфере закупок может быть предусмотрен внутренний (ведомственный) контроль, когда заказчик сам внутри себя создает подразделение, как правило при правовом либо контрольном управлении. На примере администрации Владивостока это управление внутреннего финансового контроля, на который возлагается работа по выявлению и пресечению нарушений, но тут могут вступать в действие корпоративные интересы и заказчик становится не заинтересован в объективности данной формы контроля, даже если поступает обращение на конкретное нарушение.

Совсем свежий пример — это конкурсы на организацию питания в детских дошкольных учреждениях. Недавно две компании, предоставляющие не первый год услуги по организации питания в детских садах Владивостока обратились с жалобами в Приморское УФАС, где указали на некорректно по их мнению составленную конкурсную документацию по торгам, объявленным на 2021-2022 годы. Предприниматели считают, что составленная муниципальным заказчиком в лице подразделения администрации города документация может создать условия для жесткого ограничения конкуренции и установления монополии для определенных компаний.

Если мы откроем данное извещение, то увидим, что на сайте госзакупок состоялись торги по 31 лоту на поиск исполнителей, которые в ближайшие два года будут заниматься организацией питания в детских садах Владивостока. Общая цена контрактов — 1,75 млрд рублей. Однако с 2021 года в документацию добавили новые критерии определения победителя для данной услуги. Речь идет о необходимости для участников торгов подтверждать свою деловую репутацию определенным способом.

Замысел тех лиц, кто готовил проект конкурсной документации не отличается особой оригинальностью. Был создан "бумажный фильтр", который не все предприниматели смогли пройти. Эдакая ступенчатая процедура допуска на бумаге. Так, исполнитель должен был не иметь проигранных судов с контрагентами о взыскании денежных средств за последние три года и иметь опыт исполнения не менее 30 государственных или муниципальных контрактов по организации питания в образовательных учреждениях за период 2016 — 2020 год.

В итоге из множества компаний вышеперечисленным условиям смогли соответствовать только три компании, две из которых к тому же связаны между собою аффилированностью.

Между собой они не торговались и разделили все "поле" пополам, взяв контракты по максимальной цене.

Возможно, с позиции нормативной базы это не является нарушением, но фактически подобные решения заказчика приводят не только к отсутствию конкуренции, но и не позволяют сэкономить бюджетные средства, как это обычно происходит при торгах, я не говорю уже о том, что отсутствие конкуренции отражается на качестве исполнения контракта.

Так может качество питания наоборот улучшиться, ведь получается, что заказчик заранее тщательно отобрал претендентов для участия в торгах.

— Качество питания никоим образом не зависит от того, есть ли у компании проигранные суды по другим контрактам, не имеющим отношение к питанию в детских учреждениях или нет. Если это крупный холдинг, то однозначно у них имеются споры с контрагентами на стороне, но ставить это в качестве решающего показателя при отборе победителя, возможно не стоит, тем более если это социально значимый конкурс.

Давайте говорить прямо: питание зависит от состава и качества продуктов, от квалификации повара, суммы, в которую заказчик оценил питание одного ребенка в день, и стоимость труда работников предприятия. Заказчик должен эти параметры правильно прописывать, а не пытаться сделать конкурс под определенную компанию. В этом случае не факт, что компания будет качественно кормить детей.

Достаточно вспомнить скандал с отравлением детей в школах Московской области год назад. 91 подросток получил пищевое отравление в результате некачественных продуктов питания известной фирмы, навязанной администрацией города всем школам. 

Когда я работал в антимонопольной службе, у нас была такая рабочая формулировка: "заточить документацию под определенного поставщика". Из анализа документации конкурсов, которые были объявлены по городу Владивостоку четко видно, что в результате установления новых критериев к "деловой репутации создались условия для отсутствия конкуренции и не сэкономил ни рубля бюджетных средств. Действовал ли муниципальный заказчик в интересах детей при составлении такой документации — большой вопрос. При этом заявители дважды обращались к заказчику за разъяснением, но внятного ответа не получили.

— Как бороться с такими требованиями заказчика? Может ли общество влиять такие вот критерии?

— В первую очередь необходим эффективный общественный контроль за закупками с этапа формирования потребности заказчика в конкретных товарах, работах, услугах.

В 44-ФЗ имеется статья 102 "Общественный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок" где буквально следующее: "Граждане и общественные объединения и объединения юридических лиц вправе осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок". Имеется даже Федеральный закон "Об основах общественного контроля в Российской Федерации", но я лично не знаю примеров эффективности действия данного механизма на территории Приморья. 

Кроме того, в статье 20 Закона о закупках сказано о таком эффективном механизме, как общественное обсуждение крупных закупок, когда любые граждане либо юридические лица имеют право высказать свое отношение к планируемой закупке на предмет — нужна ли вообще заказчику планируемая закупка и для чего он намерен потратить бюджетные средства. Но эта норма действует только в отношении закупок свыше 1 млрд. рублей. Но почему ее нельзя реализовать в нашем случае? Все зависит от желания заказчика.

Что мешает управлению образования администрации муниципального образования обсудить с родительскими комитетами в школах меню или посуду? Организовать и провести круглый стол, дать попробовать родителям и ученикам тестовые блюда? Уверен, что все социально значимые контракты должны проходить через фильтр общественных обсуждений.

А то по факту, разыграли контракт и потом, когда СМИ начали писать о какой-то спорной ситуации власть вынуждена в пожарном порядке пытаться исправить положение. А ведь когда контракт заключен, существенные условия контракта изменить невозможно.

Благоустройство городской среды, обустройство детских садов, школ требуют особого тщательного контроля и не только со стороны государства. Любой крупный контракт необходимо рассматривать со стороны той группы населения, интересы которой он так или иначе затронет.

— Какие еще примеры таких общественно важных закупок, завершившихся скандалом, вы можете привести?

— Давайте вспомним как часто Владивосток стоит в пробках. Это происходит каждый день и порой из-за того, что город парализован ремонтом дорог. Власть с этим борется, но ситуация не меняется к лучшему. Некрасовский путепровод в прошлом году довел всех горожан до исступления. С ним вообще странная история. Ремонт Некрасовского путепровода должен был начаться ещё в 2019 году, его почему-то перенесли на 2020. Причем городские власти обещали сделать капитальный ремонт. Однако как мы помним, из-за огромного объёма работ и недостаточного финансирования контракт долго не могли расторговать. В итоге ООО "Автобан ДВ" решилось, выиграло аукцион и начало ремонт в июне. Для проезда открыли грунтовую дорогу Нефтеветка — мыс Кунгасный, но она имела смысл только для тех, кто ехал из центра в сторону Второй Речки. В обратном же направлении, в город, собирались огромные пробки.

При этом техническое задание контракта не соответствовало реальному положению дел на объекте. Прокуратура подтвердила, что ремонт путепровода нельзя было назвать капитальным. Не были сделаны тротуары, которые оказались неремонтопригодными, чего не отразили в техзадании. Не отремонтировали деформационные швы, не заменили металлические ограждения у краевых полос. Однако общественность обратила на это внимание и к подрядчику применили штрафные санкции. Это говорит о том, что не всегда заказчик может правильно с учетом интересов горожан распорядится бюджетными средствами. Поэтому еще на стадии написания технического задания должны быть общественники, которые внесут коррективы.

На мой взгляд, проект технического задания должен обсуждаться с заинтересованными сторонами еще в момент разработки.

Другой скандал был связан с аукционом на ремонт Покровского парка в прошлом году. Сколько тогда было обращений от жителей города, с которыми никто, естественно, не советовался, когда составлялось техническое задание, и что в итоге — уже на дворе 2021 год, а воз и ныне там.

— Вы как эксперт можете сказать, на какие контракты общественности нужно обратить внимание?

— Прежде всего, это дороги и тротуары. Причем, не только ремонт дорог, но и их благоустройство и содержание. Например, разыграли осенью 2020 года контракт на пескосолевую смесь в размере 52 млн. рублей, его выиграла с минимальным понижением в 0,5% компания, созданная за несколько месяцев до этого. Причем характер действий все тот же: внесены изменения в конкурсную документацию — и действующий в прошлом году поставщик отстранён по формальным основаниям. Антимонопольный орган развел руками, признав, что формально заказчик закон не нарушил, в итоге реагент на дорогах вроде есть, а толку от него, по мнению самих же автомобилистов,  нет. Губернатор уже требует, чтобы дороги проливались раствором, который топил бы наледь, а не образовывал ее.

Где-то детскую площадку установят там, куда даже подойти нельзя. Таких примеров очень много в каждом муниципальном образовании. Власть не всегда может оперативно понять, где она допустила намеренный или случайный промах. Прокуратура также не в состоянии уследить за этой огромной массой аукционов. Поэтому нужна некая общественная комиссия, которая по запросу жителей и по собственной инициативе могла бы провести первичный аудит технического задания и правильности определения потребности муниципального заказчика, чтобы не повторять печальный опыт городов, где только и делают, что ежегодно перекладывают брусчатку и бордюры, потому что это кому-то выгодно.

Почему я говорю, что нужно создавать независимую общественную организацию по контролю за действиями муниципального заказчика, поскольку вижу, что этим вопросом никто не занимается, хотя у нас имеется городской депутатский корпус, общественная палата и иные организации. 

При этом я не питаю иллюзий, что заказчик завтра бросится к нам в объятья с предложением о подобном сотрудничестве, поэтому считаю, что такая инициатива должна исходить от нас, жителей города.

На вопрос — кто в нее может войти?

Безусловно, что горожане должны иметь возможность влиять на формирование или корректировку технического задания. Войти могут неравнодушные люди, которые искренне переживают за место, где живут они и их семьи. Состав комиссии можно определить голосованием на каком -нибудь городском портале. Комиссия всегда может привлекать экспертов по узким специфичным направлениям. Мне кажется, настало время не воевать с властью, а вместе работать над своим будущем, над развитием территории.

194956
43
37