ВЛАДИВОСТОК, 23 августа, PrimaMedia. ОАО "РЖД" в связи с заявлением представителя Росрыболовства, распространеным 20 августа 2009 года, разъяснило ситуацию по вопросам перевозки рыбы железнодорожным транспортом с Дальнего Востока, которое можно свести к главному - ОАО "Рефсервис" - дочернее общество ОАО "РЖД" - полностью обеспечивает вывоз предъявляемых объемов рыбы с Дальнего Востока.
Как сообщает РИА PrimaMedia со ссылкой на пресс-службу ОАО "РЖД", с начала августа с Дальнего Востока подвижным составом ОАО "Рефсервис" перевезено более 41 тыс. тонн рыбы, что на 21% больше показателей аналогичного периода прошлого года. С Сахалина с начала месяца погружено около 4,5 тыс. тонн рыбы, что в 1,5 раза больше аналогичного периода прошлого года.
В случае увеличения заявок на перевозку рыбы ОАО "Рефсервис" готово предоставить от 40 до 60 рефрижераторных секций, которые в настоящее время находятся на Дальнем Востоке.
Понимая важность обеспечения каждого жителя России высококачественной рыбой по доступной цене, ОАО "РЖД" принимает необходимые меры к обеспечению ее перевозки. В частности, введены в эксплуатацию ускоренные рефрижераторные поезда, которые преодолевают расстояние от Владивостока до городов Урала за 7 суток. Это позволяет значительно увеличить объем перевозок в рефсекциях и дополнительно задействовать значительный парк простаивающих вагонов-термосов. Кроме того, ОАО "Рефсервис" расконсервировал и ввел в эксплуатацию еще 40 рефсекций.
Важно подчеркнуть, что сегодня ОАО "РЖД" не является монополистом в перевозке рыбы, так как федерального парка рефрижераторных вагонов не существует. В парке ОАО "Рефсервис" в настоящее время с Дальнего Востока перевозится менее 30% от общего объема перевозок рыбы, остальной объем перевозок осуществляют другие компании-операторы.
Стоимость перевозки рыбы формируется в соответствии с прейскурантом № 10-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами", утвержденного постановлением ФЭК России и введенного в действие с 28 августа 2003 года. В настоящее время на перевозки скоропортящихся грузов железнодорожным транспортом, в том числе и рыбы свежемороженой, в собственном (арендованном) изотермическом подвижном составе применяются понижающие коэффициенты в размере 0,62-0,84.
Стоимость перевозки рыбы в парке ОАО "Рефсервис" в настоящее время составляет 1,4 млн рублей за 4 вагона рефсекции (с НДС), что существенно ниже цен прейскуранта №10-01 для федерального парка (2,6 млн рублей с НДС за 4 вагона рефсекции до Москвы).
Анализ транспортной составляющей показывает, что доля перевозки в розничной цене, например, горбуши ничтожно мала и составляет 6-7%. Цена горбуши в порту на Дальнем Востоке составляет 36-42 рубля за кг в зависимости от степени обработки. Учитывая стоимость доставки до Москвы в 6,8 рублей во время путины, себестоимость 1 кг горбуши в Москве составляет в пределах 50 рублей за кг. Фактическая розничная цена составляет 100 рублей. Таким образом, доля торговых наценок в конечной цене горбуши составляет 50%.
По мнению ОАО "РЖД", которое не противоречит официальной позиции федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, на среднюю розничную цену мороженной рыбы в регионах потребления оказывает влияние, в первую очередь, большое количество посредников и мелких оптовиков, которые полностью управляют рынком сбыта и транспортировки рыбы. В результате доля рыночных наценок достигает более 50%, что подтверждено участниками круглого стола на тему "Логистика товарных потоков и инвестиционных инициатив в поддержку российского рыболовства и переработки", состоявшегося 5 сентября 2008 года в городе Владивостоке в рамках III Международного конгресса рыбаков, организованного Администрацией Приморского края, Государственным комитетом Российской Федерации по рыболовству, Ассоциацией рыбохозяйственных предприятий Приморья и Ассоциацией добытчиков минтая.
В этих условиях дальнейшее снижение тарифов на перевозку рыбы не повысит доступность данного продукта для конечного потребителя, поскольку не гарантирует снижение цены реализации рыбы в розничной торговле. При этом будут созданы условия для перераспределения финансовых средств между участниками процесса реализации данной продукции за счет снижения доходов ОАО "РЖД".
Кроме того, проблема состоит не в нехватке рефрижераторного подвижного состава, а в неправильном планировании отправления рыбы, поскольку подача подвижного состава производится в строгом соответствии с заявками клиентов. Более того, не редки случаи, когда рефсекции, поданные по заявке клиента, находились в непроизводительном простое до 30 суток в ожидании погрузки.
Таким образом, озвученная 20 августа публично позиция Росрыболовства с возложением ответственности на ОАО "РЖД" за ненадлежащую организацию перевозки рыбы с Дальнего Востока является необоснованной. Основные причины, сдерживающие рост объемов транспортировки рыбы в Европейскую часть России, находятся вне компетенции и сферы деятельности железнодорожного транспорта, и ОАО "РЖД" в частности.