ВЛАДИВОСТОК, 8 августа, PrimaMedia. Мост на остров Русский — уникальный по сложности объект, каких в России еще не строилось. Да и не только в России. Средний пролет мостового перехода через пролив Босфор Восточный 1104 метра — рекордный в мировой практике мостостроения. Если добавить к этому самый высокий в мире пилон — 320 метров, самые длинные ванты — до 580 метров, 70-метровый подмостовой габарит — в соответствии с требованиями судоходства, и что строится мост во Владивостоке гораздо в более сложных условияхи в более сжатые сроки, чем его аналоги, можно с уверенностью сказать: не только в России, но и в мире сооружений с подобными характеристиками не существует. И единственного генерального подрядчика по строительству мостового перехода на остров Русский определил президент России Дмитрий Медведев — им без проведения тендера стало ОАО "УСК МОСТ". Об особенностях проекта, организации работ и строительства в морских условиях мы попросили поделиться его руководителей накануне профессионального праздника — Дня строителя.
Борис Кондрат, генеральный директор ОАО "УСК МОСТ":
- Почему на строительство первого в стране морского моста через пролив Босфор Восточный без каких-либо конкурсов, в соответствии с постановлением правительства пришли именно мы? Почему СК "МОСТ", а не кто-то другой? Мне уже не раз задавали эти вопросы: поясню, что определенный "тендер" все-таки был. В начале прошлой весны на обсуждение этого вопроса собрались все управляющие мостостроительных компаний России. У нас профессиональные отношения, поговорили со всеми, кто готов поехать и выполнить такой объем работы. И скажем так, ассоциация мостостроителей России приняла решение в нашу пользу, оно зафиксировано протоколом, который лег в основу постановления правительства РФ. Это не наш персональный лоббизм, а воля всех мостостроителей России и здравый смысл – в условиях Дальнего Востока только наша компания сможет организовать реализацию столь масштабного проекта. И этот выбор, с одной стороны, очень почетен, а с другой — предполагает огромную ответственность. Мы оказались готовы взять эту ответственность на себя!
Да, проект моста на остров Русский — уникальный. Но и люди, которые его реализуют, и которых я хочу сегодня поздравить с профессиональным праздником — уникальны! Мостовик — это звучит гордо! Это профессия особая. Это всегда вдали от семьи, от дома, работа вахтовым методом... Мостовик изначально заточен на то, что мостов рядом с домашней кроватью не бывает — только на реках и, учитывая теперь приморский опыт, морях.
Наша компания берет начало в 1991 году, образована была на основе бывшего мостоотряда № 55 ордена Трудового Красного Знамени треста "Мостострой-10". В ту пору как раз отгремели фанфары БАМа. Далее грянул развал СССР, вместе с которым благополучно стал ненужным и мощный строительный комплекс БАМа. Самые упорные стали бороться за выживаемость. Когда работы не было, то приходилась в поисках рубля ездить на заработки чуть ли не в Магадан. Так продолжалось до 1991 года. Тогда мы не просто выжили, мы заставили говорить о себе всю Россию, а сейчас весьма прочно стоим на ногах. Теперь мы не просто отряд мостостроителей, мы – холдинг, куда входит несколько независимых строительных компаний. Это дает нам возможность выполнять работы, как на всей территории РФ, так и за рубежом. Кстати, когда компания только образовалась, то первые заработанные деньги были вложены в приобретение новой техники и в строительство жилого дома для мостовиков. Это дало людям веру в то, что рабочие руки по-прежнему ценятся.
Наш коллектив – это не просто хорошие надежные люди, которые методом тыка пытаются что-то воспроизвести, а специалисты высочайшей квалификации, которые, поработав на множестве объектов в центральной России, освоили новые технологии, современные материалы и оборудование. Мы вновь приехали на Дальний Восток с этим багажом. На сегодняшний день компания на 70 процентов состоит из БАМовских работников. Все они - проверенные люди. Это относится и к ИТРовцам и к людям рабочих профессий – монтажникам, сварщикам, плотникам. Вместе мы уже не один десяток лет. Во Владивостоке нам предстоит возвести уникальный объект в рекордные сроки. Но у компании есть реальная квалификация, есть мировой опыт подобного строительства и это располагает к тому, чтобы его исполнить. Кто – как не мы?!.
И город, и вся Россия, безусловно, останутся в выигрыше. Владивосток уникален изначально - такой бухтой и такими заливами может похвастаться далеко не каждый город в мире. Взгляните на любую фотографию, туристический проспект - если в городе есть мост, то он непременно на них будет. Сан-Франциско - Золотые ворота, Нью-Йорк - Бруклинский мост, Порта - уникальные мосты, под которыми отчаянные головы сейчас летают на спортивных самолетах… Мост - это своеобразный памятник, украшение города, достижение его жителей.
Мост на Русский остров, без ложного пафоса — достижение всей России!
Николай Рогов, руководитель проекта, заместитель генерального директора ОАО "УСК МОСТ":
- Поздравляя строителей с профессиональным праздником, хочу отметить: на сегодняшний день этот проект по качеству и характеристикам является одним из крупных транспортных объектов в мировом масштабе. Длина пролетного строения моста - 1104 метра, высота пилонов - 320 метров. Такие вантовые системы модернизируются, с каждым годом пролеты становятся все длиннее, у строителей появляются новые технические и технологические возможности. И на сегодняшний день мы являемся лидерами в реализации такого рода проектов.
Иногда задают вопрос: скажите, приходилось ли вам строить такие мосты раньше? Честно отвечаю — нет. Более того — никому не приходилось. Мостовые сооружения никогда не бывают одинаковыми. А в этом проекте очень много того, к чему можно применить слова "впервые" и "самый": у будущего моста будет самый длинный вантовый пролет в мире, в Приморье самые сложные климатические и сейсмические условия для работы, среди всех существующих мостов подобного типа этот будет самым северным… Проект уникальный. Другое дело, что наш опыт в мостостроении весьма обширен, и с крупными проектами мы работаем давно и плотно. У нас есть огромный опыт по строительству мостов, например, мосты через Вятку в центральной России, через Зею на Дальнем Востоке, через Волгу в Астрахани, недавно мы получили положительное экспертное заключение на свой проект моста через Лену в Якутске.... Это говорит о том, что компания "МОСТ" обладает огромным инженерным и техническим потенциалом.
И к началу сооружения мостового перехода через пролив Босфор Восточный мы достигли немалого. Наша компания сейчас объективно опытнее многих других в области мостостроения. Преднапряженные монолитные пролетные строения, сварка металлических пролетных строений - мы обладаем этими технологиями в полном объеме. У нас есть специалисты, оборудование, словом - все, что требуется для работы и подготовки компетентных кадров. Так что большую часть процессов, которые предстоят нам в течение этого строительства, мы уже опробовали на других объектах.
Еще один момент - организация работы. Это вообще каждый раз новая система. Каждая стройка имеет свои особенности, свой характер, индивидуальные черты. И понять этот характер, учесть все факторы - это тоже не просто. Практика показывает, что проектирование таких объектов идет от полугода до полутора лет. А мы, учитывая опыт компании, квалификацию специалистов и техническое оснащение, начали и проектировать и строить параллельно. Как всегда находились скептики, причем, не только обыватели, но коллеги за рубежом и в стране, которые утверждали, что реализовать проект в директивные сроки невозможно. Сегодня, когда очертания будущего моста стали вполне зримы, а объемы выполнены фактически на треть, подобные разговоры утихли. Увидев сейчас стройку, ее масштаб, ее темп и мощь, даже специалисты ведущих мировых компаний удивляются — какую махину нам удалось сдвинуть. В мировой практике морские мостовые переходы действительно очень сложны в исполнении, и нам многому пришлось и еще придется поучиться. Но теперь поучиться нашему опыту приезжают и нам. И это заслуга всех, кто реализует этот уникальный проект — строительство моста на остров Русский!
Алексей Баранов, директор филиала ОАО "УСК МОСТ" в городе Владивостоке:
- При рекордных в мировой практике мостостроения параметрах, мостовой переход на остров Русский строится в гораздо более сложных условиях, чем аналогичные сооружения. Скорость ветра в проливе Босфор Восточный может достигать 72 метров в секунду, сейсмическая нагрузка — до 8,1 балла, очень тяжелые геологические условия — глубина бурения скважин доходит до отметок 77 метров. С начала строительства нами получено более 90 штормовых предупреждений — это практически трехмесячный период! Но, несмотря на это, работы по сооружению мостового перехода через пролив Босфор Восточный ведутся в штатном круглосуточном режиме. Выдержать высокий темп в таких сложных условиях в первую очередь позволяет высокая квалификация строителей, которых я сегодня хочу от души поздравить с профессиональным праздником! А у нас задействованы специалисты не только генерального подрядчика — УСК "МОСТ", но и многих проектных и субподрядных организаций: НПО "Мостовик", "СК Мост", "СК Мост-Восток", "Мостотрест-2005", "Мостдорстрой", "Институт Гипростроймост", "Институт Гипростроймост Санкт-Петербург"...
В День строителя нелишне вспомнить, что строительство - это самая мультипликативная отрасль. То есть, одно рабочее место в строительстве ведет к созданию шести рабочих мест в смежных отраслях. Больше ни одна отрасль такого не дает. Поэтому в сооружении моста на остров Русский участвуют не только около 3,5 тысяч строителей, из которых около половины — жители Приморья. Десятки предприятий региона и края, с которыми мы сотрудничаем как с субподрядчиками и поставщиками, на которых размещаем заказы, стали нашими партнерами: ДВГСК, судоходные компании "РИМСКО" и "ФЕСКО-строй", "Спасск-цемент", "Дальзавод", "ДНИИМФ", "Приморгражданпроект" и многие другие. Кстати, мост на остров Русский полностью строится из российских стройматериалов. А это 20 тысяч тонн металла, 37 300 тонн арматуры и более 320 тысяч кубометров бетона высокого класса прочности.
Сейчас у нас трудятся около 130 стройотрядовцев и практикантов из Москвы, Омска и Владивостока. У многих ребят буквально горят глаза! Строительство объектов к саммиту АТЭС во Владивостоке многие сравнивают с БАМом. Для нас это не просто сравнение — история создания нашей компании берет свое начало как раз с Байкало-Амурской магистрали. И многие из тех профессионалов, которые сейчас возводят мост на остров Русский, начинали свою трудовую биографию именно на БАМе. Наверное, мы как никто другой понимаем, что для молодых специалистов объект подобного уровня и масштаба может стать отправной точкой не только в профессиональной карьере, но и в целом в жизни.
Без преувеличения, этот проект уникальный. Многое в нем — условия строительства, применяемые технологии, особенности конструктива — в новинку и для отечественного, и зарубежного мостостроения. Работа порой каторжная, но она приносит огромную радость. Что может быть интересней, чем построить такой мост?! Для многих из нас мост на остров Русский стал своеобразным продолжением БАМа. Для нашей страны — это огромный шаг вперед. Сегодня здесь сконцентрировано все лучшее, что есть в теории и практике как отечественного, так и мирового мостостроения. Нам есть, чем гордиться. Не зря ведь сооружение мостового перехода на остров Русский через пролив Босфор Восточный во Владивостоке называют более емко, но, на мой взгляд, очень точно — Русский мост!