Польза и вред. Печень
14:20
Выборы исполнительной и законодательной власти Камчатки в 2003-2004 годах
9 июня, 11:00
Камчатка 9 июня: история Усть-Камчатского порта
9 июня, 08:50
Вахта Победы: Телефонист-фронтовик из Забайкалья проложил 12,5 км провода за 12 минут
8 июня, 21:00
Польза и вред. Огурцы
8 июня, 14:20
Десант снаряжала вся Камчатка: из истории Курильской десантной операции
8 июня, 11:00
Камчатка 8 июня: Российско-Американская компания и новые заказники
8 июня, 08:50
Камчатка 7 июня: места отдыха горожан и день рождения тренера Каталагина
7 июня, 08:50
Польза и вред. Куриное мясо
6 июня, 14:20
Камчатка 6 июня: плавание вокруг мыса Лопатка и "Чертёж Камчадальского носу"
6 июня, 08:50
Камчатка 5 июня: исследователь Камчатки Владимир Тюшов и День эколога
5 июня, 08:50
Что не стоит делать 5 июня в день Левона Огуречника, чтобы не было проблем с деньгами
5 июня, 07:00
Польза и вред. Авокадо
4 июня, 14:20
Камчатка 4 июня: создание Акционерного Камчатского общества
4 июня, 08:50
Камчатка 3 июня: "Скаска" Владимира Атласова и оползень в Долине гейзеров
3 июня, 08:50

Строительство нефтеперерабатывающего завода в Приморье – это возможность дать краю качественное топливо

Тагир Даутович Хузиятов, кандидат экономических наук: Приморье на рынке АТР окажется в выигрыше и в плане экономики, и в плане географии
30 июля 2009, 18:30 Общество
ВЛАДИВОСТОК, 30 июля, PrimaMedia. В Приморском крае началась реализация масштабного проекта – строительство крупного нефтеперерабатывающего производства. Приморский нефтеперерабатывающий завод в конечной точке экспортного нефтепровода "Восточная Сибирь – Тихий океан" (ВСТО) является одним из стратегических проектов нефтяной компании "Роснефть". Какие существуют перспективы нефтеперерабатывающей отрасли в Приморском крае и как это отразиться на нашем регионе, какова потребность в нашей нефтепродукции на мировом рынке? Какие выгоды мы сможем извлечь из привлечения в Приморье таких экономических гигантов, как "Роснефть"? Своим мнением с РИА PrimaMedia поделился кандидат экономический наук, профессор, заведующий кафедрой мировой экономики Института менеджмента и бизнеса ДВГУ Хузиятов Тагир Даутович.

- Тагир Даутович, каковы перспективы для нефтеперерабатывающей отрасли в Приморье сейчас и в дальнейшем?

- Перспективы для Приморья в области нефтепереработки – стопроцентные. Потому что решение, принятое государственной компанией "Роснефть", это фактически решение российского руководства. То есть с одной стороны, здесь экономика и бизнес, а с другой – политика. Тем более, что проект строительства нефтеперерабатывающего завода очень тесно связан  со всеми энергетическими проектами в Приморском крае. Это и строительство специализированного нефтеналивного порта в Козьмино, это и вторая очередь нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий Океан. Конечно, мы многократно слышали, что негоже нам экспортировать сырье. Нефть во что-то надо перерабатывать – будь то топливо или продукция нефтехимии. Вот в этом смысле проект Приморского НПЗ как раз в русле отхода от экспорта сырья как такового. И с другой стороны, этот проект сможет полностью удовлетворять внутренним  потребностям Приморского края и, может быть, других территорий в топливе и продуктах нефтехимии.

- В перспективе сможем ли мы получить качественное приморское топливо по доступной цене? Скажем, для тех же самых автомобилистов?

- Все будет зависеть от общей рыночной ситуации, от себестоимости производства того же топлива на Приморском НПЗ. Но то, что здесь будет производиться топливо, – это абсолютно ясно. Изначально, при рассмотрении вопроса, что же построить в конечной точке ВСТО, было 2 основных варианта. Первый – нефтепереработка, а второй - нефтехимия. Нефтепереработка - это процесс, не имеющий никакого отношения  к химических реакциям. Это разделение фракций, из которых состоит нефть – бензин, дизельное топливо, мазут. А вот нефтехимия – это уже переработка нефти с использованием  некоторых химических реакций – производство полиэтилена, полипропилена и т.д.  В крае нужен и тот, и другой продукт. Нужны все виды топлива  и нужна продукция  нефтехимии. Ясно, что большая часть того, что здесь будет производиться, отправится на экспорт.

Приморский НПЗ – это нефтеперерабатывающий завод, который будет построен по последнему слову техники, технологии, науки. Чистая  и хорошего качества продукция будет реализовываться здесь - в этом я убежден.

- С чем связан повышенный интерес крупных государственных корпораций, Роснефти, Газпрома, к Приморскому краю? К чему приведет их укрепление в нашем регионе?

- Все это реализация государственной стратегии. Одна из основ этой политики – попытка  диверсифицировать реализацию нефти и газа. Пока что большая часть этой продукции идет в Европу. Европа имеет тенденцию объединяться. И мы рискуем получить "рынок покупателя", когда покупатель будет сильнее, чем продавец, и мы уже не сможем  диктовать условия. Решение российского руководства искать другие варианты сбыта нефти и газа оправдано.

- Грядет ли переориентация российской экономики с экспорта сырья на экспорт продукции, учитывая специфику стран АТР?

- Думаю, что здесь будет какой-то баланс. Мы будем частично экспортировать сырье, ту же переработанную нефть. Готовая продукция, конечно, выгоднее, так как добавленная стоимость выше, плюс налоги и дополнительная занятость людей. Тут вопрос конкуренции и наших возможностей лавировать в этом сегменте рынка. Нужно очень четко прощупать не только  нынешнюю ситуацию на рынках сопредельных стран, но и перспективы. Стратегия "Роснефти" выстроена правильно, потому что на первую очередь компания запланировала производство нефтепродуктов и различных видов топлива с последующим переходом на втором этапе к производству нефтехимии.

Экономика соседних стран развивается, и спрос тоже будет расти. Япония, к примеру, предпочитает покупать сырую нефть, а не нефтепродукты, потому что у нее много нефтеперерабатывающих заводов, и топливо она производит в достаточном количестве. Но все будет зависеть от ценовых параметров, от желания или нашей возможности конкурировать с японскими или другими компаниями. А вот что касается производства нефтехимической продукции – здесь другая ситуация. Придется конкурировать с Южной Кореей.

- Чем Приморье интересно для зарубежных соседей, в случае производства в крае нефтепродукции?

Китай, Япония, Корея берут большую часть нефти в странах Ближнего Востока. Но любая из этих стран стремится отойти от монопольной зависимости от одного небольшого региона. Это также выгодно и с точки зрения энергетической безопасности. К тому же в ряде стран Ближнего Востока имеет место напряженная политическая ситуация, в том числе и пиратство. Там надежные поставщики, качественная нефть, но есть риски. Каждая из этих стран уже давно стремится диверсифицировать источники поставки нефти. И Приморье здесь окажется в выигрыше и в плане экономики, и в плане географии.

Проект "Приморский НПЗ" бесспорно вызывает большой интерес у Китая. Рост китайской экономики громадный, и потребности Китая в нефти и произведенной из нее продукции будут только расти.

Справка:

"Роснефть" - крупнейшая по всем показателям нефтяная компания России. В 2008 году компанией добыто 110 миллионов тонн нефти, переработано 49,3 миллиона тонн. Сбытовая сеть компании насчитывает около 1700 АЗС и охватывает 38 регионов нашей страны. Основным владельцем ОАО "НК "Роснефть" является государство, ему принадлежит около 75 % акций, в числе прочих акционеров – почти 140 тысяч граждан России и крупные корпорации.

В Приморском крае "Роснефть" представлена предприятием "РН-Находканефтепродукт", имеющим одни из самых больших на Дальнем Востоке мощностей по перевалке – 7,3 миллиона тонн в год, а также "РН-Востокнефтепродукт" с сетью заправочных комплексов. Мощность Приморского НПЗ составит 20 миллионов тонн в год с глубиной переработки не ниже 95%. Завод будет построен в Партизанском районе Приморья, недалеко от Находки и места окончания нефтепровода ВСТО. Основными рынками сбыта продукции нового завода станут страны АТР.

14098
43
37