Владивосток — город множества тайн. Несмотря на относительно небольшой — конечно, по историческим меркам, срок своего существования, он умудрился накопить и вобрать в себя немало такого, о чем большинство живущих в нем людей даже и не догадывается. Одной из загадок издавна считается железнодорожный тоннель, проложенный между Третьей Рабочей и Минным городком более полувека назад. Тоннель имени товарища Сталина...
Восемьдесят с лишним лет назад здесь ударными темпами были вынуты сотни тысяч кубометров скальных пород, чтобы уступить свое место зияющему провалу в теле горы.
Можно без всякого преувеличения сказать, что от этой "дырки" зависит само существование Владивостока. Хотя свое военное значение тоннель утратил еще в пятидесятых, именно здесь проходит грузопоток на мыс Чуркин, в рыбный порт, доставляется уголь на снабжающую теплом и светом почти весь город ТЭЦ-2. Случись диверсия, или даже простая авария, и нам с вами придется туго.
Именно по этой причине тоннель имени Сталина даже сегодня тщательно охраняется. В надежности охраны автору этих строк довелось убедиться ещё много лет назад. Тогда я написал заметку про тоннель для газеты "Восток России" и счел, что было бы неплохо сопроводить материал соответствующим фотоснимком. Недолго думая, зарядил фотоаппарат, и отправился "на охоту". Снимок хотя и сделал, но далеко уйти с ним не сумел. По счастью, обошлось без стрельбы. Доставили на КП, засветили пленку и вместе с фотоаппаратом вежливо выпроводили за пределы запретной зоны. Поскольку тоннели и другие сооружения подобного рода имеют военное и оборонное значение, фотографировать как внутри тоннеля, так и снаружи было запрещено.
Факт первый. Тоннель "начали строить" министры Российской Империи

Владивосток — город множества тайн: тоннель им. товарища Сталина. Фото: Фото: ИА PrimaMedia
Хотя огромные цифры над входом в тоннель имени Сталина утверждают, что построен он всего за один год — с 1934 по 35, это не совсем так. Работы на объекте № 2/051, как его позже обозначали в секретных документах советского времени, начались еще в начале ХХ века, в годы правления Николая Второго. Первая попытка строительства относится ещё ко времени русско-японской войны, когда Военному ведомству Российской Империи потребовалась железнодорожная ветка, соединяющая долину Первой Речки с бухтами Улисс и Диомид. Требовалось "прикрывать" город артиллерийским огнем со стороны Уссурийского залива, и по этой ветке должны были перемещаться крупнокалиберные орудия железнодорожного базирования.
Соответствующие изыскания провели специалисты Уссурийской железной дороги, подготовившие первый рабочий проект будущего тоннеля. Но тут закончилась русско-японская война и объект, требовавший значительных даже по тем временам затрат, строить не стали.
Снова про тоннель вспомнили в 1907-м году, когда по распоряжению руководства КВЖД (Китайско-Восточной железной дороги) были проведены изыскания по вопросу строительства железнодорожной ветки от станции Владивосток, по берегу, вокруг Золотого Рога на Чуркин. Также эта ветка должна была протий до Улисса и Диомида. Необходимость подобного строительства определялась продолжающимся развитием коммерческой деятельности Владивостокского порта.
Как это нередко бывало, причем не только во Владивостоке, коммерческие интересы вошли в противоречие с государственными. Военные моряки категорически возражали, чтобы по территории адмиралтейства и складов военного порта проходила "гражданская" железнодорожная ветка.
Ничего не поделаешь — руководство КВЖД начало искать другой вариант решения назревшей проблемы. Провели дополнительные изыскания, касающиеся строительства ветки от сортировочной станции Первая Речка до "Гнилого угла", он же бухта Улисс. Рассматривались два варианта будущей стройки — с тоннелем при длине линии 9,19 версты и стоимостью около 2,6 млн. руб., и второй — без тоннеля длиною 13,57 версты и стоимостью около 2,2 млн. руб.
От Гнилого угла до мыса Чуркина и дальше предполагалось вести линию по южному берегу. И снова всё уперлось, как в каменную стену, в позицию военных: "нет!" Поскольку все попытки "договориться" успехом не увенчались, проблему пришлось выносить на рассмотрение Совета Министров Российской Империи! По счастью для Владивостока, для развития которого действительно нужна была эта дорога и этот тоннель, в Мариинском дворце доказали, что не зря едят свой хлеб.
Результатом стал проект, окончательно одобренный и подписанный 13 декабря 1912 года Приамурским генерал-губернатором Николаем Львовичем Гондатти. Согласно которому от станции Первая Речка до станции Гнилой угол должен был строиться тоннель длиною в 600 саженей (1 километр 300 метров). Стоимость проекта была оценена в 4 миллиона рублей, весной 1914 года на его реализацию выделили 3,5 миллиона.
Правда, построить удалось только — по некоторым данным — 600 метров. Тоннель, сдача которого планировалась на 1 мая 1916 года, оказался заморожен по причине нехватки средств: деньги требовались для тяжелейшей Отечественной войны — как тогда называли Первую Мировую. Ровно сто лет назад — за год до революции стройку заморозили и больше к ней не возвращались. Говорят, пытались что-то сделать интервенты оккупировавшие Владивосток в годы Гражданской, но ничего у них не вышло.

Владивосток — город множества тайн: тоннель им. товарища Сталина. Фото: Фото: ИА PrimaMedia
Факт второй. Тоннель "воскресил" Ворошилов
С именем первого Маршала СССР во Владивостоке связано многое. Побывавший в начале тридцатых годов здесь сталинский нарком дал развитию города — хотя, прежде всего, в военном плане — мощный толчок. Именно после визита Климентия Ефремовича Ворошилова вспомнили про тоннель. Как оказалось, законсервированная на многие годы стройка очень хорошо подходила под выдвинутый Климентом Ефремовичем тезис о превращении Владивостока в настоящую пролетарскую военно-морскую крепость. И было для чего: в 1931-м году японцы захватили Манчжурию, принявшись строить в ней марионеточное государство Манчжоу-Го — по сути — плацдарм для нападения на советский Дальний Восток. С нашей стороны началось создание мощной полосы обороны, в т.ч. и для защиты Владивостока со стороны Уссурийского и Амурского заливов. Кстати, одним из элементов этой системы обороны (наряду с тоннелем) стала построенная на острове Русском "Ворошиловская батарея", оснащенная орудиями главного калибра с царского линкора "Полтава".
Помимо стационарных батарей задачу защиты города должны были выполнять передвижные железнодорожные артбатареи, действующие внутри Владивостока. От тоннеля зависело не только то, насколько быстро эти батареи смогут менять свою дислокацию: предполагалось также использование этого объекта как укрытия.
Строительство, с большим трудом возобновленное в 1934-м году, вели вахтовым методом, и, что бы там ни утверждала молва, отнюдь не силами зэков. "Врагам народа" ответственную стройку доверить не решились, и на стройплощадке с утра до ночи трудились вольнонаемные работники. Специалистов, понимающих толк в горнопроходческих работах, собирали со всех шахт Приморья — из Сучана, Тетюхе, Артема.
Условия строительства были невероятно тяжелыми. Стоявший брошенным на протяжении почти двадцати лет тоннель оказался в невероятно запущенном состоянии. Люди гибли под обвалами, оказывались замурованными в породе… Известны воспоминания одного из участников строительства, рассказывавшего, как рабочие, трудившиеся в грязи и воде, постоянно шли на смертельный риск — только чтобы не тормозить лишний раз выполнение ответственного задания. Тем не менее, вольнонаемные всё равно не справлялись, слишком велик был объем работ. Поэтому им на помощь пришли военные строители, благодаря знаниям и опыту которых удалось вовремя завершить строительство.
Сменявшие друг друга бригады вначале рубили гору, расширяя проложенный еще в царское время путь, затем сверлились шпуры и рвали динамитом песчаниковые породы, из которых в основном и сложен весь полуостров Муравьева-Амурского. Затем устанавливалась деревянная опалубка, и заливались бетоном огромные кольца-тюбинги. Уже в наши дни в тоннеле делали капитальный ремонт, и, когда пробили свод, обнаружили, что хотя цемент в форму нагнетался под давлением, над кольцами осталось довольно большое пространство, где еще сохранились крепежные столбы...
Один из строителей тоннеля, руководивший работами Евгений ШАРОВ, вспоминал, что в те годы во Владивостоке было плохо с наличными деньгами, и строителям долго не выдавали зарплату (ну прямо как сейчас). Не выдержав, они пригрозили, что прекратят всякую работу до тех пор, пока деньги не будут им сполна выплачены. Останавливать строительство важного стратегического объекта было нельзя и Шаров вместе с помощником отправился за деньгами в Москву. Деньги он, хотя и с огромным трудом достал, и повез их во Владивосток в отдельном вагоне. Но при этом так торопился, что не успел запастись едой, и за время обратного пути чуть не помер с голоду. Но зато тоннель был сдан в эксплуатацию точно по графику! Произошло это в 1936-м году. Первыми "пользователями" объекта стали, разумеется, военные.
Факт третий. Бронепоезда в тоннеле — нет

Владивосток — город множества тайн: тоннель им. товарища Сталина. Фото: Фото: ИА PrimaMedia
Но он там был! Специально оснащенный зенитным вооружением для отражения воздушных налетов. Хотя, куда интереснее — мощные орудия, для оперативного перебазирования которых и строился тоннель. Вспомним, что до 1952 года во Владивостоке базировалась 12-я морская железнодорожная артиллерийская бригада. Начиналась она в 1931-м году с трёх железнодорожных батарей, оборудованные 130-мм, 152-мм и 203-мм пушками на железнодорожных транспортерах. Эти батареи, спешно доставленные во Владивосток, составили 5-й отдельный железнодорожный артиллерийский дивизион, размещавшийся на железнодорожных путях, проходивших вдоль побережья Амурского залива на западном берегу полуострова Шкота.
В дополнение к ним на Ленинградском металлическом заводе ЛМЗ срочно изготовили три железнодорожных транспортера ТМ-1-14, на которые ставились 356-мм орудия, предназначавшиеся для недостроенных царских линкоров типа "Измаил".
Эти артиллерийские системы могли вести огонь со специально оборудованных бетонных оснований на 360 градусов. В ноябре — декабре 1933 г. батарею №6 из трех пушек ТМ-1-14 перебросили из Ленинграда во Владивосток. К 1934 г. были сооружены бетонные основания для них на позиции “Первая речка” в долине Первой Речки и подготовлена позиция “Гнилой угол” в долине речки Объяснения.
В 1934 г. на Николаевских государственных заводах им. А. Марти завершили изготовление 6 железнодорожных артиллерийских установок ТМ-2-12, составивших батареи № 7 и 8.
Для их изготовления использовали орудийные станки бывших линейных кораблей Черноморского флота “Св. Евстафий” и “Иоанн Златоуст", а также запасные орудийные 305-мм стволы длинной 40 калибров изготовленные в Англии фирмой “Виккерс” в 1915 -17 гг. В конце 1934 г. батареи № 7 и 8 прибыли во Владивосток. Позднее, в 1935 году, батарею № 8 перевели на новую позицию у ст. Дунай на восточном берегу Уссурийского залива.
Во время Великой Отечественной войны на Дальзаводе во Владивостоке были изготовлены новые железнодорожные артиллерийские установки на базе 130-мм пушек Б-13-2с. Ими укомплектовали батареи вновь сформированного 222-го морского железнодорожного артиллерийского дивизиона. Все железнодорожные батареи были объединены в 12-ю морскую железнодорожную артиллерийскую бригаду. Тяжелые железнодорожные артиллерийские установки могли почти на равных вести борьбу с линейными кораблями вероятного противника, оставаясь, благодаря своей подвижности, практически неуязвимыми для его огня. В августе 1945 г. 130-мм пушки 222-го дивизиона участвовали в боевых действиях с Японией на суше, оперируя в районе железнодорожной станции Гродеково.
Другое предназначение тоннеля — защита боевой техники от артиллерийского огня и бомбежек. Длина тоннеля — 1380 метров, высота — 8, ширина — 5. Толщина скального грунта над сводом в отдельных местах составляет от семидесяти пяти до ста метров. С такими характеристиками этот объект в состоянии противостоять даже ядерному удару. Наверное поэтому, одна из легенд о тоннеле гласит, что в сторону от основного полотна отходит ветка, ведущая куда-то вглубь сопки. Что во время войны здесь якобы был построен целый подземный город, охранявшийся бронепоездом. И что к нему примыкает сложная система подземных хранилищ и складов, сооруженных на случай Третьей мировой. Увы, как ни жаль расставаться с надеждой увидеть засекреченные подземные штольни и склады, ничего подобного здесь нет. Имеется, правда, ещё один — идущий параллельно основному стволу так называемый "малый тоннель". Точнее — это всего лишь дренажная штольня, пробитая специально для отвода грунтовых вод. Длиною метров в четыреста. Строить ее начали со стороны Минного городка в начале восьмидесятых, и если бы не наткнулись на плывун, заставивший свернуть все работы, довели бы и до Третьей Рабочей.
Факт четвертый. Главные враги тоннеля дожили до наших дней

Владивосток — город множества тайн: тоннель им. товарища Сталина. Фото: Фото: ИА PrimaMedia
Оказывается, это вовсе не диверсанты и террористы. И даже не любопытные и бомжи, нет-нет, да и пытающиеся забраться сюда, либо скоротать пеший путь из одной части города в другую. Основными врагами тоннеля имени Сталина являются грунтовые воды. Летом вода не особенно страшна — все уходит в грунт. Но вот зимой приходится тяжко. Специальные бригады практически ежедневно вынуждены срубать с потолка и стен огромные сосульки, которые, если их не убирать, могут повредить контактную сеть.
На всем протяжении тоннеля через каждые пять метров расположены неглубокие ниши. Скорее всего, именно они, смутно видимые из окон электричек, и стали причиной появления легенды про боковые ходы и склады. На самом деле, ниши предназначаются для обходчиков, чтобы те могли спрятаться в них во время прохождения поезда. Времени для этого у них достаточно — по существующим правилам, при подходе к тоннелю поезда должны сбавлять скорость и извещать о своем появлении гудком. Время следования через тоннель имени Сталина по нормативу составляет пять минут. Кстати, грохот, который при этом обрушивается на барабанные перепонки застигнутых в тоннеле рабочих, просто ужасающ. В этом автору довелось убедиться, когда вместе с группой сопровождающих я прошел от одного конца тоннеля до другого.
Военное значение тоннель полностью утратил в начале пятидесятых, когда с боевого дежурства сняли железнодорожные орудия. Именно тогда его охрана была перепоручена ВОХР. Что стало с железнодорожной батареей и бронепоездом — узнать, к сожалению, не удалось. Скорее всего, их порезали на металлолом, как и многое другое вооружение, дожившее до начавшейся в середине пятидесятых годов хрущевской программы сокращения армии "миллион двести". А осенью 1959-го, к первому приезду во Владивосток лично Никиты Сергеевича срубили и огромную медную надпись "Тоннель имени тов. Сталина" над входом. Правда, буквы были сделаны строителями, как и многое другое в те далекие времена, на совесть, и полностью уничтожить их так и не удалось...
Константин Лыков