Камчатка 13 июня: Тяньцзинский трактат и обучение грамоте в Хайрюзово
08:50
Польза и вред. Чёрный чай
12 июня, 14:20
Закон о предоставлении льгот по оплате капремонта пенсионерам старше 70-80 лет
12 июня, 11:00
Камчатка 12 июня: неудачный теплоход, открытие онкодиспансера и почетное звание Топоркова
12 июня, 08:50
Польза и вред. Печень
10 июня, 14:20
Выборы исполнительной и законодательной власти Камчатки в 2003-2004 годах
9 июня, 11:00
Камчатка 9 июня: история Усть-Камчатского порта
9 июня, 08:50
Вахта Победы: Телефонист-фронтовик из Забайкалья проложил 12,5 км провода за 12 минут
8 июня, 21:00
Польза и вред. Огурцы
8 июня, 14:20
Десант снаряжала вся Камчатка: из истории Курильской десантной операции
8 июня, 11:00
Камчатка 8 июня: Российско-Американская компания и новые заказники
8 июня, 08:50
Камчатка 7 июня: места отдыха горожан и день рождения тренера Каталагина
7 июня, 08:50
Польза и вред. Куриное мясо
6 июня, 14:20
Камчатка 6 июня: плавание вокруг мыса Лопатка и "Чертёж Камчадальского носу"
6 июня, 08:50
Камчатка 5 июня: исследователь Камчатки Владимир Тюшов и День эколога
5 июня, 08:50

ВСТО — уникальный шанс для всего Дальнего Востока

Это новые рабочие места, новые налоги и принципиально новый облик многих регионов
21 июля 2009, 08:45 Общество

ВЛАДИВОСТОК, 21 июля, PrimaMedia. К концу этого года заработает трубопровод ВСТО (Восточная Сибирь — Тихий Океан), по которому российская нефть пойдет в Китай. На очереди — вторая часть проекта, которая обеспечит выход на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона.

  Однако не всем нравится активность России на Дальнем Востоке, в СМИ регулярно появляются материалы, ставящие под сомнения целесообразность проекта. Противники строительства ВСТО упирают на то, что труба экономически невыгодна. По словам некоторых либеральных экономистов, и инвестиций она требует много, и окупится неизвестно когда. Но безграмотно (сознательно или нет?) делать арифметический подсчет рентабельности проекта без учета эффекта от экономического мультипликатора, который запустит этот нефтепровод. Как раз в кризис государство и должно тратить деньги на такие крупные инфраструктурные проекты – только так можно снова запустить экономику и помочь людям. Почему-то правительство США может тратить сотни миллиардов долларов, чтобы удержат на плаву несколько крупных банков, и это в обществе не вызывает особых эмоций. А как только Россия запускает проект, который уже кормит сибирские и дальневосточные регионы — тут же выступает хор противников.

"ВСТО — это не просто несколько тысяч километров труб, - говорит Василий Усольцев, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по проблемам Севера и Дальнего Востока. - Это новые рабочие места, новые налоги и вообще принципиально новый облик многих регионов на Севере и на Дальнем Востоке. Трубопровод обрастет своей собственной инфраструктурой, которая будет кормить местных жителей и приносить налоги в бюджеты всех уровней. Мы уже лет двадцать слышим рассуждения на тему того, что Дальний Восток загибается: работы там нет, люди уезжают, а экономика держится только на дотациях из центра. Только от одних рассуждений эта ситуация не изменится. А появление трубы – это, по, сути, уникальный шанс для всей огромной территории".

Десятилетия, якобы необходимые для окупаемости проекта, превратятся в годы, если учесть выгоду государства в виде новых налогов, выгоды местных жителей в виде новых рабочих мест и новых подрядов для местного бизнеса. Вдоль трассы ВСТО будут построены новые дороги, заводы, социальные учреждения, возникнут даже новые города. И это не прогнозы на отдаленное будущее. Трубопровод, который еще не заработал, уже несколько лет приносит прибыль в местные и федеральные бюджеты — налоги с него не один год уже платятся исправно. Например, только за прошлый год в семи регионах, по территории которых пройдет труба, одних только прямых налогов было уплачено 760 млн рублей. Только с зарплаты строителей и только в одном городе — Находке — за первый квартал этого в местный бюджет поступило 10 млн рублей. В строительстве порта там участвует около 30 местных компаний.  В Якутии на строительстве уже занято 1200 жителей — и это в условиях кризиса, когда многие люди сидят без работы. Благодаря ВСТО решаются социальные, экономические, политические проблемы — это разве не выгода?

Кроме того, окрепнув, экономика дальневосточных регионов сможет расширить и взаимодействие с соседями — Китаем, Южной Кореей. Китай 15-20 лет назад смог развить свои приграничные регионы за счет экспансии в Россию, почему мы не можем повторить этот процесс, только в обратном направлении?

Россия, которая сейчас поставляет нефть в основном в Европу, прорубает окно в Китай и на весь азиатский рынок. Речь идет, фактически, о создании нового геополитического и экономического расклада в мире. Естественно, что не всем на Западе нравится усиление России. Рынки Азиатско-Тихоокеанского региона сегодня самые привлекательные в мире. Недавно Израиль заявил, что будет создавать новый маршрут транспортировки нефти из Азербайджана в Индию — а оттуда в другие азиатские страны. Трудно представить, чтобы Израиль стал тратить миллиарды долларов на строительство труб, портов и прочей инфраструктуры, если бы не был уверен, что это вложения окупятся. И явно, что движущими мотивами Тель-Авива, верного союзника США, является не желание насолить России, а реалистичная оценка перспектив азиатского рынка нефти. Израиль стремится проникнуть в Азиатско-Тихоокеанский регион при помощи восточной нефтяной дуги, а Россия создает восточную часть азиатского энергетического кольца.

Тот, кто контролирует маршрут поставок топлива в Азиатско-Тихоокеанский регион, получает не только геостратегические преимущества, но и огромные прибыли. По прогнозам, через 20-25 лет Китай и Индия станут крупнейшими в мире потребителями нефти. Каждый год им будет нужно около 500 млн тонн "черного золота" — в 5 раз больше, чем сейчас. Если предположить, что тогда нефтяные цены будут находиться на уровне 100 долларов за баррель, то каждая из этих стран будет сжигать топлива на 1 миллиард долларов в день! Ради таких будущих барышей западным нефтяным компаниям не жалко никаких денег, чтобы помешать России напрямую выйти на рынок Китая, Индии и Азиатско-Тихоокеанского региона.

Проблемы с загрузкой трубы надуманы, ведь по ВСТО пойдет не только российская нефть. Казахстан, который сейчас активно обеспечивает китайцев топливом, заинтересован в расширение способов поставок и стран назначения. Есть основания считать, что, вопреки заявлениям, и по северному маршруту, который создает Израиль, потечет не азербайджанская, а казахская нефть — все-таки в Азербайджане нефть качают уже 150 лет, и ее там почти не осталось. Казахстан пошел по пути России — он тоже рвется на перспективный рынок. И России здесь нельзя отставать от своих конкурентов — нужно реализовать наш шанс на лидерство в энергетике 21 века.

14
43
37