Мониторинг, проведенный Минрегионом и Минфином в мае 2009 года, показал, что долги регионов с начала года увеличились на 48%. Текущая кредиторская задолженность составляет 59,4 млрд руб. — ее рост зафиксирован в 42 субъектах. За первые пять месяцев проблем с выплатами по кредитам не было лишь в 15 регионах (в том числе в Челябинской, Тюменской и Ростовской областях).
Растет в регионах и задолженность по зарплате. Худшие показатели в Якутии, где она выросла в 8,9 раза. Совокупная задолженность по России составляет 8,77 млрд руб.
Налоговые поступления снизились в 68 регионах, причем в 26 субъектах более чем на 20%. Хуже всего ситуация в Астраханской (на 46%), Тюменской (на 43%) и Кемеровской (на 41%) областях.
Спад производства в мае наблюдался в 71 регионе — в апреле их было 65. Максимальное падение отмечено в Орловской (41,3%) и Калининградской (40,4%) областях, а также в Москве (35,8%).
По оценке Минрегиона, 35 субъектов из 83 столкнутся с проблемами финансирования уже в этом году. 40 субъектов смогут осилить лишь часть своих расходов. И только восемь регионов их покроют самостоятельно (среди них Москва, Санкт-Петербург, Якутия).
В начале года регионы уменьшили свои расходы на 6%, но министерство настаивает на 15%. В противном случае это может привести к росту долгов, в том числе по оплате труда и социальным выплатам.
При этом, дефицит федерального бюджета, по данным Минэкономразвития, в январе-мае текущего года составил, по предварительным расчетам 510,7 млрд рублей...
По мнению координатора программы "Общество и региональная политика" Московского центра Карнеги Алексея Титкова, у регионов есть всего две возможности для выживания: дальнейшее сокращение расходов и получение федеральной помощи. Напомним, в федеральном бюджете для покрытия дефицитов региональных бюджетов выделено 150 млрд руб. Однако этих денег на латание всех дыр явно не хватит. Весной министр регионального развития Виктор Басаргин предложил вводить внешнее регулирование в регионах, которые не могут самостоятельно справиться с долгами.
Идея внешнего управления упирается в проблему кадров и государству не нужна, считает г-н Титков: "У государства есть хороший рычаг давления на регионы — оно может давать или не давать им деньги". Руководитель региональных программ Фонда развития информационной политики Александр Кынев считает разговоры о внешнем управлении отголосками межведомственной борьбы за влияние. "Вводить внешнее управление бессмысленно. Власть и экономика в регионах и так завязаны на центр: президент назначает губернаторов, губернаторы — чиновников", — напоминает он.