Как сообщает официальный сайт "Транснефти" со ссылкой на ИНТЕРФАКС-АФИ, соглашение между правительством РФ и Китайской Народной Республики о сотрудничестве в нефтяной сфере было подписано 21 апреля 2009 года в Пекине в целях реализации меморандума о взаимопонимании по сотрудничеству в нефтяной сфере, подписанного в Москве 28 октября 2008 года.
Нефтепровод Сковородино - Мохэ будет иметь пропускную способность 15 млн тонн нефти в год. Он состоит из сухопутных участков и подводного перехода через реку Амур. Нефтепровод является ответвлением нефтепроводной системы "Восточная Сибирь - Тихий океан" и создается для диверсификации экспортных потоков российской нефти с месторождений Западной и Восточной Сибири. Основным рынком сбыта нефти для проектируемого нефтепроводного маршрута является рынок КНР.
Соглашение предусматривает, среди прочего, строительство участка нефтепровода Сковородино - Мохэ на территории РФ до государственной границы с КНР (нефтепровод "Сковородино - граница с КНР") диаметром 720 миллиметра и протяженностью 63,7 километра.
Право доступа к нефтепроводу для поставок нефти в Китай будет предоставлено на 20 лет ОАО "АК "Транснефть" и ОАО "Роснефть" для обеспечения возврата кредитных средств, полученных в рамках заключенных с корпорацией "Китайский банк развития" (КНР) кредитных соглашений, говорится в пояснительной записке к соглашению.
По проекту строительства нефтепровода "Сковородино - граница с КНР" проведена государственная экспертиза наземного участка нефтепровода, подрядные организации приступили к строительству, говорится в сопроводительных документах.
Устанавливается, что право собственности на нефтепровод от нефтеперекачивающей станции "Сковородино" до государственной границы с Китайской Народной Республикой, включая русловой участок подводного перехода через реку Амур на территории РФ, принадлежит уполномоченной организации российской стороны - "Транснефти".
Проектирование и строительство перехода через реку Амур будут осуществлять российские и китайские подрядные организации. Россия должна будет предоставить необходимую территорию под строительство, а также обеспечивать организацию и функционирование в районе строительства временного на период проведения работ пункта пропуска через госграницу РФ. Китайская сторона создает аналогичную закрытую зону.
Соглашение предполагает освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины, налога на добавленную стоимость и сборов за таможенное оформление при ввозе необходимых для строительства нефтепровода строительных материалов, оборудования и транспортных средств, а также услуг китайской подрядной организации (только в отношении НДС).
Проценты и другие выплаты по кредитам, предоставленным ОАО "АК "Транснефть" и ОАО "НК "Роснефть" в рамках заключаемых в соответствии с соглашением кредитных соглашений, также освобождаются от налогообложения в государствах сторон.