Повышение эффективности использования бюджетных средств или удар по "богатым" поселениям, уменьшение бюрократического аппарата или выхолащивание значения органов местного самоуправления. такими полярными взглядами поделились приморские политологи в еженедельном политобзоре ИА PrimaMedia.
Эксперты поделелись своими мнениями о значении муниципальной реформы — для населения, МСУ и региональной вертикали власти. Плюсы и минусы, преимущества и риски преобразования районов в округа.
"Аргументы в пользу принятия правительством края муниципальной реформы сводились к двум простым вещам. Первая — это финансовая составляющая, которая связана с уменьшением бюрократического аппарата, повышением эффективности использования бюджетных средств и их перераспределением на иные нужды территорий. Второе — это появление более упрощённой и понятной вертикали власти на местах", — поделился своим мнением на текущий процесс политолог Павел Наливайко.
Он также отметил, что реформа местного самоуправления, которая прошла в стране в нулевых и после которой появились городские и сельские поселения, показала, что новые образования так и не смогли стать самостоятельными и вместо этого стали территориями с постоянным дефицитом ресурсов, требующими регулярных дотаций. В этой связи, продолжать их содержание не имеет смысла, ведь это усложняет решение финансовых и управленческих задач, а также коммуникацию с населением: у жителей нет понятного "единого окна" для решения своих проблем.
"При этом, нужно отметить, что региональная власть подходит к проведению муниципальной реформы очень гибко и поэтому данный процесс очень растянут по времени. Это, в свою очередь, позволяет ей избегать появления внутриполитических конфликтов и новых точек напряжённости, как это было в ходе реформы 2015-16 годов. Полагаю, что до конца 2021 года эта реформа завершится. Те муниципалитеты, которые уже прошли через неё, отмечают для себя одни плюсы, в том числе с точки зрения финансирования и экономии средств", — уточнил эксперт.

Обзор главных политических событий в Приморском крае за минувшую неделю
Альтернативный взгляд на муниципальную реформу представил политолог Вячеслав Беляков.
"Основная задача реформы — это повышение управляемости муниципалитетов со стороны региональной власти. Это может служить и основным доводом "за" — управляемость и подконтрольность в реалиях существующих бюджетных отношений часто определяет эффективность местных администраций.
Однако богатые поселения пострадают в результате "консолидации" муниципальных бюджетов, например Лучегорск Пожарского района, лишившись собственного бюджета, без сомнения потеряет больше чем приобретёт", — сообщил политлог.
Кроме того, продолжает Беляков, реформа выхолащивает значение органов местного самоуправления, как самостоятельных субъектов, делая их по сути филиалами исполнительной власти на местах. Это повредит развитию органов МСУ в долгосрочной перспективе и негативно скажется на развитии политической системы региона, пояснил специалист.
Следует отметить, что несмотря на все разговоры о том, что реформирование территорий несёт в себе благо для самих местных жителей, что в большой степени является правдой, по этой же траектории движется и политический интерес устроителей всех этих изменений. В прочем, особо он и не прячется — укрупнение муниципалитетов повышает контроль за тем, что на них происходит со стороны высшей региональной власти, а значит, возрастает и степень подчинения, и отчётности.
Несмотря на все разговоры о том, что реформирование территорий несёт в себе благо для самих местных жителей, что в большой степени является правдой, по этой же траектории движется и политический интерес устроителей всех этих изменений. Впрочем, особо он и не прячется — укрупнение муниципалитетов повышает контроль за тем, что на них происходит со стороны высшей региональной власти, а значит, возрастает и степень подчинения, и отчётности.
"Ведь многие вот уже два года справедливо хвалят Кожемяко именно за то, что он сумел внедрить чёткую вертикаль даже в самых отдалённых населённых пунктах Приморья, что естественным образом повышает уровень управляемости регионом. Теперь, очевидно, дело за её укреплением. Так что для какой бы то ни было оппозиции официальной власти места остаётся всё меньше и меньше. Вероятно, уже скоро его не останется вовсе, — уверен специалист.