ВЛАДИВОСТОК, 01 июля, PrimaMedia. Реформа полностью реализовала потенциал по усилению централизации и ограничению самостоятельности местного самоуправления. Теперь муниципальная власть во многом лишь декоративный довесок к тем, кто реально принимает решения, заявила кандидат экономических наук, руководитель лаборатории проблем муниципального развития "Политическая экономия и региональное развитие" Ирина Стародубровская на видеоконференции с журналистами Владивостока.
Как сообщает корр. РИА PrimaMedia, по мнению Стародубровской, тенденция к централизации оказалась полностью господствующей, доминирующей и удавившей все остальные потенции муниципальной реформы.
По ее словам, реформа не принесла ожидаемой финансовой самостоятельности, как и прежде основным доходом муниципалитета являются не популярные налоги с физических лиц.
Считалось, что создание поселений на всей территории страны окажет сильным демократическим инструментом и приблизит власть к населению, но этого не произошло. На практике произошло совершенно обратное – укрепление вертикали власти и её централизация.
Стародубровская считает, что декларируемая децентрализация муниципальной власти является во многом фактической, которая разве что может помешать в какой- то мере коррупции, так как децентрализованная коррупция, теоретически лучше, чем централизованная. Кроме того, это не может не вызывать конфликтов между муниципальными районами и поселениями. Две выборные власти на одной территории, не могут функционировать бесконфликтно и беспроблемно, как бы не были распределены между ними полномочия.
Напомним, что в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в России складывается двухуровневая система местного самоуправления. Территория всех субъектов Российской Федерации поделена на территории муниципальных районов и городских округов, а территория муниципальных районов — на территории городских и сельских поселений, причем в малонаселенных местностях могут образовываться межселенные территории. Переход на новую систему должен был быть осуществлен с 1 января 2009 года.
Вопросы эффективности как самой идеи реформы, так и её реализации являются предметом споров специалистов в области муниципального управления.