T2 объявляет понедельник днем подарков
12 мая, 09:00
Вахта Победы: Подписание акта о капитуляции и Великая Победа
11 мая, 22:00
"Аудитория в Приморье тяготеет к контенту с элементами мистики и необычного"
11 мая, 10:00
Вахта Победы: Сахалин дает деньги в заем Родине
11 мая, 10:00
Вахта Победы: Наступил великий день победы над Германией!
11 мая, 09:00
Дальний Восток 11 мая. Начало вооруженного конфликта на р. Халхин-Гол
11 мая, 07:00
СК России займётся ситуацией с разрушенной дорогой в Приморье
10 мая, 21:27
Подвиг "Таганрога": как танкер владивостокской нефтебазы спас город от катастрофы
10 мая, 19:04
Всеобщая конфедерация профсоюзов призвала сохранять и передавать новым поколениям правду о Великой Победе
10 мая, 18:16
Клещи атакуют: более 1200 человек пострадали в Приморье с начала сезона
10 мая, 18:11
Фонд ВВН Владимира Николаева оказал беспрецедентную поддержку движению "За Россию"
10 мая, 17:49
В Приморье грузовой поезд насмерть сбил молодого мужчину
10 мая, 15:08
Получил семь ранений: Ольга Зотова о судьбе и творчестве художника-приморца Кирилла Шебеко
10 мая, 14:37
Вместо автобуса — самолёт: Суйфэньхэ хочет наладить перелёты во Владивосток
10 мая, 13:40
Ветеранов Великой Отечественной чествовали в Адмиральском сквере Владивостока
10 мая, 13:05

Юлия Толмачева: Как решение Конституционного суда влияет на получение страховых пенсий

До сих пор постановление суда не обрело законный статус
14 октября 2020, 17:28 Политика
Юлия Толмачева из личного архива
Юлия Толмачева
Фото: из личного архива
Нашли опечатку?
Ctrl+Enter

Поправки в Конституцию, одобренные 1 июля, внесли в Основной закон государства новые социальные гарантии для граждан. В частности, тех, которые касаются социальных выплат. Однако далеко не всегда то, что хорошо выглядит на бумаге, находит столь же позитивное применение и в жизни. Как сообщила ИА PrimaMedia депутат Законодательного собрания края, адвокат Юлия Толмачева, сейчас появились разночтения в выплатах страховых пенсий и, несмотря на решение Конституционного суда, закона, который бы расставил все точки над "и", до сих пор не появилось.

2020 год, несмотря на череду печальных событий, для наших соотечественников ознаменовался важным историческим событием — принятием поправок к Конституции Российской Федерации.

Одна из них касается вопросов социального обеспечения. Основной закон государства дополнен нормой, согласно которой гражданам гарантированы обязательное социальное страхование, адресная социальная поддержка граждан и индексация социальных пособий и иных социальных выплат.

"Данные положения, по сути, не являются чем-то новым, а скорее направлены на развитие конституционных положений о том, что Российская Федерация, являясь социальным государством, ведет политику, направленную на государственную поддержку отдельных категорий граждан.  Однако, на деле, из-за формализма органов государственной власти зачастую граждане не получают необходимое социальное обеспечение в объемах, предоставленных им по закону", — говорит депутат краевого парламента Юлия Толмачева.

Проверяя конституционность положений федерального законодательства применительно к спору о перерасчете страховой пенсии, Конституционный суд Российской Федерации признал не соответствующей Конституции Российской Федерации норму Федерального закона "О страховых пенсиях".

Рассмотрим на примере.

Обстоятельства спора

Гражданка Д., является матерью и опекуном гражданина К, который признан инвалидом I группы и не может самостоятельно представлять свои интересы. То есть, является недееспособным. На что есть соответствующее решение суда.

Соответственно, гражданка Д. получала ежемесячную денежную выплату как неработающее трудоспособное лицо, осуществляющее уход за ребенком-инвалидом. Далее в связи с достижением 50-летнего возраста Д. досрочно назначена страховая пенсия по старости, в расчет которой включалась часть на одного иждивенца.

Однако, с некоторого времени из суммы страховой пенсии Д. исключена часть, направленная на повышение фиксированной выплаты в связи с наличием иждивенца.

Суды, в том числе Верховный суд Российской Федерации, оснований для повышения страховой пенсии Д. не усмотрели, ссылаясь на то, что сумма получаемых ею социальных выплат превышает размер страховой пенсии по старости, назначенный самой Д., а потому ее доход не может рассматриваться как постоянный и основной источник средств к существованию ее сына, который в силу этого не может быть признан иждивенцем гражданки Д.

Как по закону

Федеральным законом "О страховых пенсиях" предусмотрены основания возникновения и порядок реализации прав граждан на страховые пенсии. При этом федеральный законодатель, определяя размер фиксированной выплаты к страховой пенсии, закрепил возможность ее повышения для отдельных категорий граждан, в том числе для лиц, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи.

К нетрудоспособным членам семьи, нахождение которых на иждивении у получателя страховой пенсии, законом отнесены лица, признаваемые нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца для целей получения пенсии по случаю потери кормильца, дети, братья, сестры и внуки, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, а равно дети, братья, сестры и внуки старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами; при этом братья, сестры и внуки признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей; родителей и супруга, если они достигли возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к данному Федеральному закону) либо являются инвалидами; дедушку и бабушку, если они достигли возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к данному Федеральному закону) либо являются инвалидами, при отсутствии лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны их содержать.

При наличии на иждивении у лица, являющегося получателем страховой пенсии по старости либо страховой пенсии по инвалидности, одного или нескольких нетрудоспособных членов семьи, относящихся к какой-либо из указанных категорий, повышение фиксированной выплаты к пенсии устанавливается в сумме, равной одной третьей суммы фиксированной выплаты на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более чем на трех нетрудоспособных членов семьи.

"Таким образом, установленное Федеральным законом "О страховых пенсиях" повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности, представляет собой способ материальной компенсации иждивенческой нагрузки получателя соответствующей пенсии, а потому право на повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности связывается законодателем с фактом наличия на иждивении у лица, получающего такую пенсию, нетрудоспособного члена семьи, относящегося к какой-либо из предусмотренных законом категорий", — говорит Юлия Толмачева.

Как на практике

У судов единого подхода к пониманию условий признания инвалида находящимся на иждивении своего родителя не сложилось.

Одни полагают, что повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, назначенной родителю инвалида с детства, возможно лишь при условии установления факта нахождения такого инвалида на иждивении своего родителя. При этом состояние иждивенства инвалида с детства подразумевает, помимо его нетрудоспособности, также получение им от своего родителя помощи, являющейся для него постоянным и основным источником средств к существованию. При установлении факта нахождения инвалида с детства на иждивении своего родителя суды исходят из необходимости сопоставления совокупного размера дохода инвалида с детства и размера дохода его родителя.

При таком подходе, если размер дохода инвалида с детства превышает размер дохода его родителя, суды принимают решения об отсутствии правовых оснований для признания его находящимся на иждивении своего родителя.

В судебной практике имеются и другие примеры, где судами предполагается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, назначенной родителю инвалида с детства, в силу самого признания конкретного инвалида с детства находящимся на иждивении своего родителя, при том что состояние иждивенства ребенка-инвалида по отношению к его родителю резюмируется и после достижения этим ребенком-инвалидом совершеннолетнего возраста и признания его инвалидом с детства.

"Данный подход позволяет сохранять родителю, осуществлявшему уход за ребенком-инвалидом до достижения им возраста 18 лет и фактически продолжающему его осуществлять и после достижения этим ребенком-инвалидом совершеннолетнего возраста и признания его инвалидом с детства, право на повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии по старости", — говорит Юлия Толмачева.

Кто оказался правым: решил Конституционный суд

Проанализировав сложившуюся судебную практику, Конституционный суд Российской Федерации пришел к выводу о том, что часть 3 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" противоречит Конституции Российской Федерации.

В связи с чем, указанная норма закона в апреле 2020 года признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, в той мере, в какой она в силу неопределенности нормативного содержания, порождающей на практике неоднозначное ее истолкование и, соответственно, возможность произвольного применения, допускает в системе действующего правового регулирования различный подход к решению вопроса о праве родителя инвалида с детства на сохранение после достижения этим инвалидом совершеннолетнего возраста и признания его судом недееспособным повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, установленной такому родителю, притом что он фактически продолжает осуществлять необходимые данному инвалиду с детства постоянный уход и помощь (надзор).

Федеральному законодателю предписано — исходя из требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении, — в срок не позднее шести месяцев со дня вступления его в силу принять меры по устранению неопределенности нормативного содержания части 3 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" в части условий признания недееспособного инвалида с детства, нуждающегося в постоянном постороннем уходе и помощи (надзоре), находящимся на иждивении своего родителя при определении права такого родителя на повышение фиксированной выплаты к установленной ему страховой пенсии по старости.

"Исполнить в данной части постановление Конституционного суда Российской Федерации федеральный законодатель должен до 24 октября текущего года. На сегодняшний день, закон о внесении изменений во исполнение решения суда не принят", — отметила депутат Законодательного собрания края Юлия Толмачева.

84655
43
8