Отряд кораблей тихоокеанского флота выполняет поставленные задачи в Аденском заливе: защита морского судоходства. С прибытием в район Африканского рога, сформирован отряд судов, переправляемых из Аравийского в Красное море и обратно под защитой тихоокеанского флота. Во время сопровождения судами ТОФ ни одно судно не подверглось нападению пиратов.
"За 2008 зарегистрировано 293 пиратских нападений, из них 111 –произошли в районе Сомали. Активизировался этот участок на 11% по сравнению с прошлым годом", - прокомментировал начальник отделения международного сотрудничества ТОФ Олег Матвеев.
Для того, что бы избежать опасности нападения пиратов, был создан транзитный коридор, который имел изогнутую форму движения, находился вблизи Йемена, в дальнейшем он был смещен в середину Аденского залива. К нему привязаны многонациональные силы: 456 соединение европейского союза, 150, 151 многонациональное соединение, корабли ВМС Китая. Все эти судна распределены по районам действия в этом транзитном коридоре. Первично, этот коридор совпадал с местами рыбной ловли, и пираты, прикрываясь рыболовными маломерными судами, совершали нападения. После переноса коридора в центр залива положение изменилось незначительно: нападения продолжаются на рыболовных суднах.
В отличие от тактик иностранных суден, российский флот выбрал, по мнению Владимира Пиденко, самый рациональный выход: осуществляется высадка на борт судна группы сопровождения в составе морских пехотинцев. Рядом идёт корабль, который занимается освещением и предупреждением о приближении подозрительных суден. Увидев вооруженных лиц на борту судна, пираты не нападут.
Кроме того, На каждом судне есть план охраны с разработанными мероприятиями в случае нападения пиратов на судно в одиночном плавании. Был один случай нападения пиратов на судно: "Капитан Маслов" был обстрелян, взорвалась граната - выгорела каюта, но умелыми действиями команды высадка пиратов на судно не состоялась. Захват судна происходит в течение 5 минут", - прокомментировал Владимир ПИДЕНКО.
"Одной из основных проблем является то, что последнее время на суда попадают моряки с плохой подготовкой, на судах хромает дисциплина", - прокомментировал Фазил Алиев.
При обсуждении вопроса о морском пиратстве был поднят вопрос о том, что государство не выработало никаких правовых норм по борьбе с пиратством. Первый пробел в международном законодательстве, по мнению Олега Матвеева, это то, что высадка морских пехотинцев на иностранное судно запрещена. Вторая проблема - это длительный процесс передачи захваченных подозреваемых в пиратской деятельности. Необходимо принять нормы для ускорения свершения суда над подозреваемыми. США, Великобритания и другие страны Европы заключили договор с Кенией о задержании подозреваемых, что удобно, но дорого.
Как сообщил Владимир Пиденко, число нападений пиратов растет с каждым годом: за 2004 год совершено 97 нападений, за 2006 – 180, а за начало 2009 уже 27 нападений, из них 11 суден шло под конвоем, и 5 было захвачено. В апреле наблюдается затишье. Это связанно со сменой муссонов, когда пиратская деятельность приостановлена. По последним данным , 12 июня захвачено новозеландское судно, которое шло одиночно, и это первая попытка захвата пассажирского судна в 900 милях от берегов Сомали.