Верфи Приморья возвращаются в гражданское судостроение благодаря крупным заказам на суда-краболовы. Так, АО "Восточная верфь" (Владивосток) в ноябре планирует спустить на воду первый краболов в серии из пяти судов, строящихся на предприятии в рамках госпрограммы "квоты в обмен на инвестиции", сдача судна заказчику намечена на 2021 год. При этом предприятие испытывает определенные трудности от сокращения военного заказа. До сих пор "Восточная верфь" занималась строительством в основном военных кораблей и катеров, хотя в советское время строила малотоннажные рыболовные суда в больших количествах, сообщает ИА PrimaMedia.
Заказчиком первых краболовов на владивостокской верфи выступает ООО "Дальневосточное побережье" (Хабаровск, входит в рыбопромышленную группу компаний "Сигма Марин Технолоджи". Всего верфь построит четыре краболова для "Сигма Марин Технолоджи", один — для ООО "Восход" (пос. Преображение).
В октябре 2019 года входящие в ГК "Сигма Марин Технолоджи" ООО "Север" и ООО "Дальневосточное побережье" приняли участие в крабовых аукционах и по итогам торгов выиграли четыре лота, перечислив затем в федеральный бюджет 17,894 млрд рублей.
2 августа председатель правительства РФ Михаил Мишустин подписал постановление о компенсации от государства рыбопромысловым компаниям на строительство на дальневосточных верфях судов-краболовов. Размер субсидии составит 20% стоимости заказа, но не должен превышать 340 млн рублей. Постановление вступает в силу с 1 января 2021 года.
АО "Восточная верфь" (бывший Владивостокский судостроительный завод) — одно из ведущих судостроительных предприятий Дальнего Востока. Специализируется на строительстве военных кораблей, судов снабжения и причалов для Тихоокеанского флота и ФСБ России. С января 2020 года является единственным на Дальнем Востоке предприятием оборонно-промышленного комплекса — резидентом Свободного порта Владивостока, реализующим инвестиционный проект на основе действующего предприятия.Технические возможности предприятия позволяют производить полный цикл работ по постройке кораблей и судов длиной до 120 метров, шириной до 16 метров, высотой до 25 метров и водоизмещением до 3,5 тысяч тонн.
Ранее "Восточная верфь" обязалась инвестировать около 3,1 млрд рублей в модернизацию и техническое перевооружение предприятия в рамках режима Свободный порт Владивосток. В результате технического перевооружения завода планировалось увеличить количество стапельных мест верфи, изменить технологию производства судов и внутреннюю логистику по предприятию.
Сможет ли резидент Свободного порта справиться с обязательствами — вопрос. В середине сентября "Восточная верфь" сообщила, что вводит режим неполной рабочей недели в связи с намерением Минобороны РФ расторгнуть контракт на строительство двух малых ракетных кораблей (МРК) проекта 22800 "Каракурт".
В сообщении предприятия говорится, что сумма расторгаемого контракта составляет примерно 50% от общего портфеля заказов предприятия на ближайшие 5 лет.
Профсоюзная организация АО согласилась с введением режима неполной рабочей недели, чтобы сохранить за сотрудниками рабочие места. При сохранении классической 5-дневной рабочей недели предприятию пришлось бы сократить до 500 сотрудников.
"Сейчас нам очень важно выполнить программу 2020 года и найти замену утраченному контракту, чтобы обеспечить штатную работу предприятия. Сумма расторгаемого контракта составляет 50% от портфеля заказов предприятия на ближайшие 5 лет, поэтому его расторжение серьезно нарушает все процессы, действующие на предприятии. Фактически останавливаются все процессы модернизации предприятия", — говорится в сообщении "Восточной верфи".
Отметим, что в рамках программы "квоты в обмен на инвестиции" восемь судостроительных контрактов на строительство восьми краболовных судов по проекту CCa 5712 LS с оборудованием для хранения краба в живом виде заключило АО "Находкинский судоремонтный завод" (НСРЗ, Находка). Первые три судна планируется построить до конца этого года, остальные — к 2024 году. Шесть корпусов заложены для группы компаний "Антей", два — для ООО "Тихоокеанская рыбопромышленная компания" (ТРК). Ранее такие суда на НСРЗ не строились. В рамках проекта предполагается модернизация самого завода, на которую будет направлено более 3 млрд рублей.
Структуры группы "Антей" получили одну из самых больших квот на добычу краба по итогам проведенных Росрыболовством в октябре 2019 года электронных аукционов, на которых были выставлены права на вылов 40,08 тыс. тонн за 15 лет.