ВЛАДИВОСТОК, 09 июня, PrimaMedia. Приморью необходима собственная программа в поддержку федеральной Доктрины продовольственной безопасности. В интервью
РИА "Ежедневные Новости Владивостока" депутат Законодательного Собрания Геннадий Лысак объяснил, почему важно отразить в краевом законе региональные особенности рынка продовольствия.
- Геннадий Иванович, чем обусловлено необходимость создания в Приморье собственной программы Продовольственной безопасности?- С одной стороны, идет доработка проекта соответствующей федеральной Доктрины. В ней указывается, что каждому региону нужно иметь свою программу. Ведь любой край, область, республика имеют собственные характеристики по обеспеченности теми или иными видами продуктов, определенное географическое положение относительно крупных сельскохозяйственных центров страны. О возможности разработки такой программы говорит и Закон Приморского края N 163-КЗ от 15 ноября 2001 года "О продовольственной безопасности Приморского края".
Это, так сказать, законодательный момент. Но вообще, почему возник вопрос о необходимости государственной Доктрины? Если помните, мировому финансово-экономическому кризису предшествовал продовольственный. С продуктами питания во многих странах ситуация была очень напряженная: цены росли, люди голодали, случались народные волнения... Многие эксперты считают, что в мире сейчас такая ситуация, что очень скоро люди будут интересоваться не ценами на нефть и курсом доллара, а стоимостью продуктов в магазине.
Россия пока не обеспечивает себя в нужном объеме всеми необходимыми продуктами, а Приморье даже на среднероссийском фоне выглядит хуже. Мы сильно зависим от привозного сырья и готовых продуктов питания.
Сложная ситуация сложилась в сфере обеспечения регионального рынка зерном, используемым в производстве хлебобулочных изделий. В Приморье прекращено выращивание в промышленных объемах пшеницы продовольственного класса. Тут мы зависим от поставок на 100%.
- Насколько это важно?- Судите сами. Эксперты Международной организации по продовольствию при ООН считают: основными показателями состояния продбезопасности являются размер переходящих запасов зерна, остающегося на хранении до уборки следующего урожая, и производство зерна в среднем на душу населения. Безопасным считается запас, соответствующий 17—20% годового потребления.
Весной 2008 года решением губернатора Приморья за счет бюджета было приобретено 12 тысяч тонн зерна. В условиях роста стоимости пшеницы этот запас позволил стабилизировать цены на хлеб. Но такой резерв необходим краю на постоянной основе! На Дальнем Востоке России сегодня ближайший элеватор, где хранится государственное зерно, расположен в районе Комсомольска-на-Амуре.
- Почему нам просто не завозить пшеницу из Сибири, как это делается последние десятилетия?- Доставки до Приморского края, с учетом отгрузки, занимает до трех недель.
Также есть риски, связанные с ежегодным ростом ж/д тарифа. Увеличение транспортного тарифа сказывается и на ценообразовании иных продуктов питания, производимых в центральных регионах России и Сибири. Важность наличия запасов зерна на Дальнем Востоке отмечает и правительство, которое недавно вышло с инициативой создания "зернового коридора" в нашем регионе, и исполнительная власть Приморского края, реализующая программу развития зерноводства в крае. Кроме того, в настоящее время ведется работа по размещению продовольственной пшеницы, приобретенной в ходе государственных интервенций, на базе ООО "Уссурийские мельницы".
Вообще организация резервных продовольственных фондов – это практика многих российских регионов. Показательным является опыт Правительства Москвы. Городской резервный продовольственный фонд – особый запас основных видов продовольствия, находящийся в собственности города, формируемый на основе госзакупок. Аналогичные резервные фонды продовольствия действуют в Башкортостане, Татарстане, Нижегородской, Курской, Новосибирской областях, в Ставропольском, Краснодарском краях, других субъектах Федерации.
- Как переживает кризис хлебопекарная отрасль? - Непросто. Предприятия с большим трудом находят средства на приобретение сырья, оплату производственных издержек. Используемые ранее на эти цели кредитные ресурсы для многих стали недоступны. Практически всем предприятиям пришлось свернуть свои программы технического перевооружения. Приобретать новое оборудование сейчас нет возможности. Эти проблемы "дополнили" ситуацию, которая начала складываться в отрасли за год-два до финансового кризиса – падение объемов выпуска хлебобулочной продукции, снижение уровня рентабельности. Даже в благополучной Москве за последнее десятилетие закрылись сотни пекарен. Сегодня 2/3 хлебного рынка столицы – поставки из других регионов.
- Что можно сделать в данной ситуации?- Власть должна поддерживать производителей. Например, посредством участия государственного бюджета в модернизации предприятий, через организацию тех же резервных продовольственных фондов, направленных на сглаживание сезонных колебаний цен.
В России накоплен достаточный опыт, когда за счет казны проводилось техническое перевооружение отрасли целых регионов. Такие программы приняты в Татарстане, Башкирии, Краснодарском крае, других субъектах Федерации. В том же Татарстане запущена республиканская национальная "Программа 100", из республиканского бюджета для обслуживания кредитов предприятиям пищепрома предоставляются субсидии.
Аналогичная программа поддержки производителя принята и в Приморском крае. В частности, решением Законодательного Собрания, администрации региона за счет краевого бюджета субсидируется процентная ставка по кредиту, взятом производителем в коммерческом банке.
Администрация Сахалинской области создала собственный залоговый фонд, цель которого – предоставление компаниям хлебопекарной отрасли кредитов на приобретение сырья. На Чукотке власти за счет регионального бюджета компенсировали транспортные расходы на поставку сырья, используемого в хлебопечении. Это позволило в два с лишним раза снизить стоимость хлеба – с 70 рублей за буханку до 30 рублей.
Еще одной мерой поддержки отрасли является является компенсация затрат на электроэнергию. Она уже несколько лет практикуется у нас в Приморье. В этом году льгота предусмотрена для пяти предприятий хлебопекарной промышленности, хотя, на мой взгляд, в условиях кризиса, должна распространятся на всю отрасль.
- А как вы относитесь к административному регулированию цен на продукты первой необходимости?- Качественный, полезный для здоровья продукт не может стоить дешево. Задача социальной поддержки населения не должна решаться в ущерб продовольственной безопасности. Я считаю неправильным искусственное сдерживание цен на продукцию, когда стоимость товара определяется не фактическими затратами на его производство, а директивным желанием заморозить инфляцию.
Согласен, с ростом цен бороться надо. Но начинать следует не с конечной продукции, а с сырья, которое использует производитель, с затрат на постоянно растущие коммунальные услуги, транспортные расходы. В противном случае мы рискуем деградацией производства. Сначала это будет снижение качества продукции, за счет того, что производитель начнет искать сырье подешевле и, соответственно, похуже. Потом – сворачиванием объема выпуска продукции.
Считаю, правильно поступили власти города Новороссийска, которые вместо того, чтобы сдерживать цены на хлеб, ввели систему адресной помощи населения. Человек, нуждающийся в помощи, может прийти в администрацию района и получить, например, хлебные талоны. 15 талонов – это 15 булок, на месяц вполне хватает. Отоварить талончики можно бесплатно. В результате поддержку власти ощущают и горожане с небольшим достатком, и местные производители, затраты которых компенсирует бюджет. Кстати, в богатых США более 30 миллионов человек пользуется системой адресной поддержки, по которой людям выделяется около 100 долларов ежемесячно.
- Что же предлагается предусмотреть в проекте программы Продовольственной безопасности Приморского края?- На мой взгляд, она должна обобщить имеющийся опыт, включить в себя уже принятый комплекс мер, таких как реанимацию программ селекции и районирования зерна в хозяйствах края; лизинг оборудования для сельскохозяйственных предприятий и компаний пищевой отрасли; создание на долгосрочной основе регионального резервного интервенционного фонда зерна; компенсацию из бюджета Приморского края части затрат на энергопотребление предприятий хлебопекарной отрасли как имеющих социальное значение для региона; создание инвестиционного фонда, направленного на субсидирование ставок банковских кредитов при приобретении технологического оборудования предприятиями "пищевки"; развитие сети "народных магазинов" и социальных отделов, предусматривающих сниженные цены для социально незащищенного населения и т.п.
Для разработки программы Продовольственной безопасности необходимо привлечь Законодательное Собрание, администрацию края, муниципальные образования, региональные управления уполномоченных федеральных органов, научные организации.
Составной частью программы продовольственной безопасности Приморья должна стать работа по повышению качества выпускаемой продукции. В 2012 году во Владивостоке пройдет Саммит глав государств-членов АТЭС. Дело чести для приморских производителей представить многочисленным гостям города свою продукцию. Подготовку к этому мероприятию необходимо начинать уже сейчас. Быть официальным поставщиком саммита АТЭС – это большая ответственность и гарантия качества. Утверждать этот статус должна компетентная конкурсная комиссия, а критерием для отбора может послужить соответствие продукции требованиям международных стандартов.
Необходимо учесть в программе развитие всей пищевой промышленности. Сейчас в Законодательном собрании готовится правовая инициатива относительно поддержки аквакультуры. Эта перспективная отрасль способна обеспечить Приморье доступными по цене свежими рыбой и морепродуктами, создать тысячи новых рабочих мест. Я благодарен нашему комитету по продовольственной политике и природопользованию, и особенно депутатам Сергею Петровичу Сидоренко, Татьяне Владимировне Заболотной за содействие, которую они оказывают предприятиям аквакультуры.
В целях получения "обратной связи" и практического опыта целесообразно также подключить к разработке программы профессиональные объединения, действующие в сферах пищевой и перерабатывающей промышленностях, сельском хозяйстве.